Музыка – одно из важных средств идейного и художественного воспитания подрастающего поколения. С ранних лет ребенок приобщается к народной песне, к популярнейшим советским песням, впитывая через них большие мысли и чувства своего народа: любовь к Родине, стремление к миру, чувство дружбы между народами, светлую жизнерадостность, целеустремленность, героизм советского человека.

Музыкальное воспитание имеет целью научить ребенка понимать, чувствовать и любить музыку, развить его музыкальный слух, голос, чувство ритма. Эта задача решается совместными усилиями школы и семьи.

Семья оказывает большое влияние на музыкальное развитие ребенка. Приходя в школу, многие дети сразу обнаруживают живейший интерес к урокам музыки. Обычно это дети из семей, где часто звучит пение или игра на музыкальном инструменте. Другие же, наоборот, проявляют равнодушие к занятиям по музыке – их природные музыкальные задатки, очевидно, до школы оставались нетронутыми. Между тем каждая семья может пробудить в ребенке любовь и вкус к музыке. Малыш с удовольствием прислушивается к задушевному пению матери. Хорошая музыкальная игрушка является для ребенка источником ярких эмоциональных переживаний. Слушая вместе с ребенком музыкальную передачу по радио, посещая с ним детский концерт, родители могут помочь ему разобраться в исполняемом произведений.

Некоторые родители говорят:

– Я музыку люблю, но не понимаю ее.

Это, конечно, не так; обычно, кто любит музыку, тот в большей или меньшей степени ее понимает. Неверно лишь представлять себе, будто музыку нужно и можно понимать, как, скажем, книгу, т. е. воспринимать ее содержание в совершенно точных, логических понятиях.

Музыка выражает мысли и чувства человека особыми средствами – с помощью звуковых образов. Как же помочь ребенку найти ключ к пониманию этих музыкальных образов, как воспитать в нем умение проникаться мыслями, чувствами, переживаниями, выраженными в музыке? Вопрос этот сложен, и в данной статье мы можем дать на него лишь общий ответ.

Всякое музыкальное произведение представляет сочетание нескольких основных элементов: мелодии, гармонии, ритма, тембра и т. д. Главную роль в музыке играет мелодия, – это «душа музыки» по общераспространенному выражению.

Для понимания мелодии важное значение имеет ее «родство» с живой человеческой речью. Слушая речь, мы воспринимаем не только ее содержание, т. е. смысл произносимых слов, но и особенности ее звучания: повышение и понижение тона и силы звука, паузы, разнообразие и быстроту смены звуков, ударения, ритм, тембр голоса, и т. д. Сочетаясь различным образом, эти особенности звучания речи передают нам тончайшие оттенки чувств и переживаний говорящего человека: радость, гордость, презрение, насмешку, гнев, грусть, удивление, торжество и т. д., передают также смысл и характер действий, связанных с этими переживаниями.

Все эти элементы звучания свойственны и мелодии. Разница лишь в том, что в речи они. играют вспомогательную роль, а в мелодии – главную. Благодаря этому и мелодия способна выражать самые разнообразные чувства, переживания человека и связанные с ним мысли, действия, события.

«Язык» мелодии наиболее доступен и понятен слушателю в песне благодаря тому, что здесь интонационная выразительность речи и мелодии часто сливаются воедино. От сочетания со словом музыка становится конкретнее, образнее, доходчивей; вместе с тем она усиливает воздействие поэтического образа на слушателя.

Возьмем для примера «Гимн демократической молодежи», написанный композитором А. Новиковым на слова Л. Ошанина. С какой силой и убежденностью звучат в песне слова:

Песню дружбы запевает молодежь.
Эту песню не задушишь, не убьешь.

Энергичный ритм, суровая простота и декламационная выразительность мелодии органически сливаются со смыслом слов, призывающих молодежь к борьбе за мир и дружбу между народами. Интонации песни близки интонациям живой, взволнованной человеческой речи, выражающей чувства боевой мобилизованности.

Другой пример. В песне Д. Кабалевского на стихи А. Пришельца «Наш край» выражено чувство любви советских школьников к родной природе.

То березка, то рябина.
Куст ракиты над рекой,
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой?

Мелодия песни певуча, мягка, задушевна. Спокойный ритм в размере вальса и ясное гармоническое сопровождение придают песне характер светлой безмятежности, радостного любования родной природой.

Накопление музыкальных впечатлений одновременно с воспитанием слуха способствует развитию музыкальной восприимчивости ребенка. Тот или другой характер мелодии вызывает у него определенные чувства, настроения, мысли, у него постепенно вырабатывается способность осознавать характер музыки, ее содержание, выражаемые ею идеи – вначале в тесной связи со словом, а затем и независимо от словесного текста.

От живого голоса естественен переход к музыкальному инструменту. Между вокальной и инструментальной музыкой существует прямая связь. Музыкальный инструмент, прежде всего, «поет», т.е. он подражает человеческому голосу. В то же время музыкальные инструменты обладают неизмеримо большими выразительными возможностями.

Надо обращать внимание детей на внутреннюю связь «голоса» инструмента с живым человеческим голосом и, в то же время, на поистине безграничные выразительные и изобразительные возможности инструментальной музыки. Музыка способна в художественной форме отобразить различные звучания в природе и явления, связанные с этими звучаниями. Самое движение мелодии, ее ритм и рисунок вызывают в нас представления определенных линий, форм, красок и их движения. Все это вместе дает возможность в музыке «рисовать» разнообразнейшие звуковые «картины», изображать целые события. Композиторы находят звуковые «краски», живописующие пенье птиц, шум морского прибоя, завывание бури, утренний рассвет, бег коней, веселый шум работы, праздничное оживление, грохот битвы, всенародное торжество и т. д. Вся многообразная жизнь природы и человека может найти художественное отображение в музыкальных образах.

Здесь важное значение имеет творческая фантазия самого ребенка, слушающего музыку, и эту фантазию надо всячески поддерживать.

Дети очень восприимчивы к ритмической стороне музыки. Ритм, размеренность вообще имеет огромное выразительное значение в музыке. Особенно сильно воздействуют танцевальные и маршевые ритмы, благодаря непосредственному мускульно-моторному (двигательному) чувству, вызываемому ими.

Характерные маршевые ритмы широко используются в музыкальном творчестве. Тут и бодрый походный, строевой марш, и песня-марш, и торжественный, праздничный марш, и медленный похоронный марш, и сказочный, фантастический марш. Революционные маршевые песни отличаются четким, подчеркнуто напряженным ритмом, который в сочетании с простой и мужественной мелодией создает впечатление решительности, боевой устремленности вперед. Таковы ритмы песен «Смело, товарищи, в ногу», «По долинам и по взгорьям», «Конно-армейской» («По военной дороге шел в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год») , «Мы за мир», «Гимн демократической молодежи» и множества других.

Танцевальные ритмы удовлетворяют глубокую потребность в непосредственном выражении своих чувств в движениях тела, мышц, в «мышечной радости». Именно поэтому дети так восприимчивы к танцевальной музыке. Эти ритмы широко используются и в музыке, не предназначаемой непосредственно для танца или пляски, а имеющей обобщенный характер. Таковы, например, вальсы Чайковского для фортепьяно, «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра, вальсы, мазурки, полонезы Шопена и т. д.

Знакомство с изящной и жизнерадостной танцевальной музыкой народов нашего Союза и стран народной демократии, помимо художественно-воспитательного, имеет большое образовательное значение, расширяет круг представлений детей о жизни разных народов.

Эти беглые замечания, разумеется, лишь в весьма небольшой степени раскрывают проблему «понимания» музыки. Мы хотели только указать, что это понимание становится доступным детям в результате повседневного музыкального воспитания. По мере накопления музыкальных впечатлений у ребенка развивается общая восприимчивость к музыке, способность улавливать содержание музыкального образа, художественно переживать его.

В основе музыкального воспитания детей лежит развитие их музыкального слуха. Некоторые родители считают, что их дети лишены от природы музыкального слуха, и здесь уж ничем не поможешь. Это – ошибочный взгляд. Детей, совершенно лишенных слуха, нет. Путем постепенной и настойчивой тренировки слух можно развивать и совершенствовать. У одних это развитие идет быстрее, у других – медленнее.

Дети, одаренные от природы хорошими певческими голосами, уже с раннего возраста нуждаются в особой заботе. Голосовой аппарат ребенка хрупок и легко подвергается вредным влияниям. Даже в раннем школьном возрасте встречаются дети с хриплыми, «больными» (вплоть до несмыкания связок) голосами. Заболевания детского голоса часто наблюдаются после перенесенных простуд и инфекций (ангина, скарлатина, дифтерия, бронхит и др.). Таких детей следует непременно показать врачу-специалисту, чтобы по его указанию провести необходимое лечение.

К порче, а иногда даже срыву неокрепших детских голосов ведет чрезмерно громкое, крикливое, напряженное «зажатое» пение и речь.

Напряженно-крикливая разговорная речь и «форсированное» пение особенно вредят мальчикам в переходный, подростковый период, когда в голосовом аппарате происходят большие физиологические изменения в связи с началом возмужания (усиленный рост голосовых связок и всего голосового аппарата). В этот период в голосе мальчика появляется характерная хрипота или сипота; тон речи становится обычно ниже, голос часто как бы срывается. Переходный период длится от нескольких месяцев (8-10) до 2-3 лет и больше. В этот период певческие занятия должны быть прекращены.

Важная задача – воспитание художественного вкуса детей. Воспитать художественный вкус – это значит научить ценить и любить произведения глубоко-идейные и содержательные, выражающие высокие мысли и чувства, отличающиеся прекрасной художественной формой, правдиво отражающие действительность.

Такими качествами отличаются песенное творчество русского народа и народов братских республик, классическое наследие великих русских композиторов – Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, произведения лучших советских композиторов. Мы располагаем огромной сокровищницей таких произведений – глубоких по содержанию и прекрасных по форме, имеющих большое воспитательное значение. Песни советских композиторов – Александрова, Захарова, Новикова, Кабалевского, Дунаевского, Блантера, Туликова, Шостаковича, Мурадели, Макарова и других, – отражают большие события нашей жизни, высокие чувства и стремления советского человека.

Однако мы нередко сталкиваемся с тем, что среди молодежи бытуют и песни, неглубокие по содержанию, примитивные по форме. Беззаботное отношение к воспитанию художественного вкуса приводит к тому, что у некоторых подростков обнаруживается пристрастие к явно антихудожественным произведениям, в которых пошлый и бездарный текст сочетается с шаблонной, невыразительной музыкой, к развинченным джазовым мотивчикам, мещанским напевам из устаревших оперетт и неудачных эстрадных песенок.

В порче художественного вкуса детей и подростков виноваты часто сами взрослые, которые придерживаются неправильного взгляда на музыку, пение как на развлечение, не играющее существенной роли в воспитании.

Антипедагогичным является также исполнение детьми песен, хотя и полноценных с художественной стороны, но неподходящих по возрасту. Некоторые родители проявляют неуместное умиление, когда их малыш распевает какие-нибудь непонятные ему любовно-лирические или шуточные песни. Надо переключать внимание ребенка на доступную ему детскую песню, изучаемую в школе или звучащую по радио в передачах для детей. Песня лишь тогда воспитывает ребенка, когда ее содержание и музыкальная форма понятны и созвучны его внутреннему миру.

Уроки пения, занятия хорового кружка помогают развить в школьнике ценнейшее качество – коллективизм. Это вытекает из самой специфики хорового пения: хор требует от каждого участника умения слить свой голос, а вместе с ним и свои чувства со всем коллективом, умения дружными, совместными усилиями добиваться выразительности и слаженности исполнения. Сложная хоровая работа требует от детей необходимой дисциплины, чувства ответственности за общее дело. Семья, проявляя живой интерес к хоровым занятиям детей, может серьезно помочь воспитанию в них сознательного и дисциплинированного отношения к урокам музыки.

Музыкальная культура – важная составная часть общей культуры советского человека, его всестороннего развития.

Автор: П. Феллер

248 просмотров