В преддверии 80-летия со дня освобождения Ленинграда от блокады предлагаем поговорить с детьми о жизнестойкости и жизнелюбии, на которые способен человек в непростые времена, а также освежить в памяти важное историческое событие.
Осада Ленинграда началась с 8 сентября 1941 года и продолжалась до 27 января 1944 года. Блокаде и испытаниям, выпавшим на долю его жителям, а также защитников города посвящено большое количество произведений литературы и искусства. Стоит обратить особое внимание на то, что в течение блокады многие люди находили свое спасение в поддержании культурной и интеллектуальной жизни. Были открыты некоторые библиотеки, театры и филармония. Дмитрий Шостакович начал сочинять знаменитую седьмую симфонию, которую называют «Ленинградской», а 9 августа 1942 года была исполнена эта симфония Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением дирижера Карла Элиасберга, её транслировали по радио и слышали, в том числе, на позициях противника. В городе работало большое количество художников, рисовавших плакаты, а также фиксирующих происходящие трагические события. Ленинград получил звание города-героя за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады.
Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.
О чем говорить?
Основная задача занятия: формирование у детей представления о том, что даже в трудной, несовместимой с жизнью ситуации человек может сохранять свое стремление к жизни, не опускать руки, находить смысл и цель жизни.
Обсудите с детьми подвиг жителей и защитников блокадного Ленинграда и то, как в экстремально трудной жизненной ситуации можно стараться сохранять стойкость духа. Дополните свой рассказ историческими справками.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:
Ученикам младшей школы
- Какие поступки можно назвать героическими? Почему?
- Что тебя может поддержать в сложной ситуации?
- На какого героя из мультфильма или фильма ты хочешь быть похожим? Почему?
Ученикам средней школы
- Почему человеку важно иметь любимое дело?
- Что может помочь человеку пройти через трудные испытания?
- Что для тебя героизм и кто такой герой?
Ученикам старшей школы
- Как ты понимаешь выражение «человек с внутренним стержнем». Что обозначает эта метафора?
- Что помогает тебе в трудных жизненных ситуациях?
- В чем ценность интеллектуальной и культурной жизни?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова» – рассказ, Нигма, 2019 – 16 страниц, 6+
Этот рассказ ведется от имени Вали Зайцевой. Валя – сверстница той самой 13-летней Тани Савичевой, чей блокадный дневник по сей день заставляет сжиматься от горя и сочувствия многие сердца. Валя помогает сохранить память о своей подруге из другого времени и сама берет с Тани пример в проявлении отваги и стойкости духа.
Рассказ сохраняет память о большой и страшной странице истории страны – блокаде Ленинграда. Иллюстрирует смелость, достоинство и высшую степень эмпатии и сопереживания.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Валя считает Таню своей подругой?
- Что Вале дает эта особенная дружба? А Тане?
- В чем состоит главная мысль этого рассказа?
- В чем главная ценность этого рассказ? Чему он нас учит?
Булат Окуджава «Будь здоров, школяр» – автобиографическая повесть, Самокат, 2015 – 160 страниц, 12+
Эта автобиографическая повесть рассказывается от лица юноши, который ушел на фронт сразу после школы. В возрасте 18 лет герой становится бойцом-минометчиком. С первого дня начинаются проверки на прочность, а смерть ходит совсем близко, на глазах героя нанося раны и забирая жизни товарищей и знакомых.
Будучи написаной очевидцем повесть представляет войну такой, какая она была на самом деле: страшной, грязной, но открывающей в человеке все его самое честное и искреннее. Повесть прививает гордость за подвиг наших предков, воспитывает храбрость, милосердие и умение сопереживать.
Вопросы для обсуждения:
- Какую роль сыграла удача в судьбе героя? В какие моменты она поворачивалась к нему лицом?
- Как смерть незнакомой связистки повлияла на героя?
- Сашка Золотарев делал зарубки на память о погибших. Почему так важно хранить память об ушедших солдатах?
- Что означают слова, сказанные Женей, о том, что «войне нужны молчаливые, хмурые солдаты»?
- Почему герой не смог есть новыми алюминиевыми ложками?
- В чем состоит ценность этой повести?
Ольга Берггольц «Говорит Ленинград. Стихи и воспоминания о войне» – стихи и воспоминания, АСТ, 2023 – 320 страниц, 16+
В этот знаковый сборник вошли стихотворения и отрывки из обращений к ленинградцам Ольги Берггольц. В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц – писатель, журналист, драматург и поэт – работала на радио, не покидая осажденный Ленинград. Именно ее голос, ее стихи слышали ленинградцы почти каждый день в самые тяжелые блокадные месяцы. Именно благодаря этим радиоэфирам многие смогли не сойти с ума и сохранить человечность в то страшное время. По окончании войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены слова из стихотворения Ольги Берггольц, ставшие вечными: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Книга воспитывает отвагу, доброту, неравнодушие. Помогает сохранить память о блокаде Ленинграда и отдать дань уважения подвигу тех, кто ее пережил, и тех, кто защищал город.
Вопросы для обсуждения:
- Какие стихи тронули вас более всего?
- Представьте, что слышите эти слова из динамика радио. Какие чувства при этом возникают?
- Знаете ли вы биографию автора – Ольги Берггольц? Почему она не покинула Ленинград?
- Какое значение ее голос и ее стихи имели для блокадных ленинградцев?
- В чем состоит ценность этой книги?
Фильмы
Кинофильм «Садись рядом, Мишка!», 1977, семейный, военный, 76 минут, режиссёр Яков Базелян, 6+
Картина показывает жизнь маленьких ленинградцев во время блокады. Семью каждого из них настигли испытания, но сообща друзьям удается пережить это голодное опасное время. Ребята становятся взрослыми не по годам, разделяя тяготы военной жизни вместе со взрослыми, помогая им и поддерживая друг друга. Вместе друзья выступают перед ранеными, получая за это заслуженный паек, вместе отоваривают хлебные карточки и честно делят еду поровну – и вместе едут с солдатами на машине во время победного марша.
Фильм учит дружить и оставаться человеком в любой ситуации, воспитывает гражданственность, отвагу, патриотизм, доброту и бескорыстие.
Вопросы для обсуждения:
- Какие негласные правила дружбы соблюдали Миша и его друзья?
- Почему ребята смогли выжить в жестоких условиях блокады?
- Как вы думаете, что чувствовали раненые, когда ребята выступали перед ними?
- В чем можно взять пример с Мишки?
- В чем, на ваш взгляд, состоит главная мысль фильма?
Кинофильм «Зимнее утро», 1967, драма, военный, 90 минут, режиссёр Николай Лебедев, 6+
Картина, снятая по мотивам повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония», повествует о тяжелых реалиях блокадного Ленинграда. В центре сюжета девочка Катя, которая во время бомбежки спасает маленького мальчика и называет его Сережей. Ради нового братика Катя проходит все трудности и невзгоды, работает в госпитале, зарабатывает питание, много трудится и на совесть воспитывает своего подопечного. Судьба не единожды сводит ребят с настоящим отцом малыша капитаном Вороновым – что же получится из этих встреч?
История ярко показывает, как важно сохранять человеческое достоинство, несмотря на все лишения и испытания. Воспитывает отвагу и умение нести ответственность перед самим собой и теми, кто в тебе нуждается. Помогает сохранять память о тяжелых годах блокады Ленинграда и тех – кто справился и выстоял.
Вопросы для обсуждения:
Знаете ли вы притчу о лягушке, которая барахталась в кувшине с молоком и смогла выбраться? Как эта притча иллюстрирует то, что смогла сделать Катя в годы блокады?
- Какие качества помогали Кате в эти трудные годы?
- Многие погибли, но Кате удалось сберечь целых две жизни – свою и Сережину. Благодаря чему?
- В чем можно взять пример с Кати?
- В чем состоит главная мысль фильма?
Кинофильм «Варежки», 1942, драма, военный, 41 минута, режиссёры Павел Арманд, Натан Любошиц, 12+
«Варежки» – уникальный фильм, снятый во время блокады Ленинграда. Сюжет разворачивается в условиях зимы 1941-го года. В одной из посылок, присланных на передовую жителями Ленинграда, бойцы обнаруживают тёплые варежки вместе с письмом, где сказано, что девушка просит вручить её подарок самому храброму солдату. С течением времени варежки как награда переходят от одного бойца к другому, пока судьба не сводит нового владельца по фамилии Дорожкин с девушкой Галей. Тут и оказывается, что именно она и создала эти чудесные варежки!
Картина является памятником военному времени, учит не сдаваться в самых сложных ситуациях, сохранять добрый настрой, проявлять отзывчивость и теплоту сердца.
Вопросы для обсуждения:
- В чем состоит особая ценность этой картины?
- Можно ли назвать происходящее в фильме круговоротом добра? Почему?
- Какое значение имели варежки для каждого нового хозяина?
- В чем состоит главная мысль этого фильма?
Кинофильм «Ленинградцы, дети мои…», 1980, драма, 90 минут, режиссёр Дамир Салимов, 12+
Действие картины происходит в страшном 1942-м году. Из многих прифронтовых городов, а также из блокадного Ленинграда эвакуируют десятки тысяч советских детей, оставшихся сиротами. Многие из них обретают приют в Узбекистане – в узбекских детских домах или семьях.
Одной из тех, кто взял беженцев под заботливое крыло, стала комсомолка Хадича Батырова. Даже по окончании войны Хадича не рассталась со своими детьми, став директором детского дома и второй матерью для своих подопечных.
Фильм воспитывает неравнодушие, милосердие, смелость, воспевает подвиг матери. Картина помогает сохранять память о тяжелых годах военного времени и дает пример поступков Человека с большой буквы.
Вопросы для обсуждения:
- Какими качествами обладает Хадича? Как эти качества помогали ей в воспитании и присмотре за детьми?
- Как трагедия Ленинграда повлияла на Узбекистан?
- Как Хадиче удалось растопить лед в сердцах своих воспитанников? Возможно ли было сделать это иными способами или нет?
- В чем состоит главная мысль этого фильма?
А с дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.