Как обсудить с ребенком искусство и его влияние

Свои уникальные традиции, передающиеся из поколения в поколение, есть не только у разных народов, но и у каждой семьи. Важно создавать и поддерживать традиции на уровне семьи, а также знакомить ребенка с традициями, свойственными культуре, в которой вы живете. Ребенок – это развивающийся организм, его поведение образуется в результате систематического влияния среды. В процессе воспитания ребенок усваивает культуру среды, в которой он живет, поэтому традиции могут выполнять ряд функций на поведенческом, эмоциональном и социальном уровнях. Создавая традиции, вы не только пишете историю семьи и развиваете ребенка, но также создаете опору, которая может стать для него поддержкой в трудных жизненных ситуациях, в периоды кризиса, неопределенности. Традиции способны организовывать жизнь детей, регулировать поведение и насыщать жизнь положительными эмоциями. Новогодние традиции способствуют созданию теплой атмосферы и уюта в семье.

Есть традиции, обобщающие и соединяющие всех нас вне зависимости от возраста, города проживания, профессии. Здорово, когда можно обсудить традиционные виды досуга, фильмы, праздничные блюда, знакомые жителям нашей страны с детства. Эти традиции важны для детей, потому что они живут в социуме, а знание общих традиций поможет в социализации.

О чем говорить?

Основная задача занятия: знакомство детей с новогодними традициями.

Поговорите с ребенком о том, какие традиции были в вашей семье в период вашего детства. Поделитесь интересными и забавными историями из жизни, связанными с празднованием Нового года. Обсудите с ребенком традиции, которые вам хотелось бы совместно сформировать в вашей семье.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от их возраста

Ученики младшей школы

  • Какие новогодние традиции ты знаешь? Какие из них тебе нравятся? Почему?
  • Есть ли у тебя свои идеи по украшению елки?
  • Как бы тебе хотелось провести новогодние каникулы?

Ученики средней школы

  • Как ты думаешь, почему традиции важны?
  • Как менялось твое отношение к новогодним традициям по мере взросления?
  • Почему новый год часто называют «семейным праздником»?

Ученики старшей школы

  • Какие семейные традиции тебе хотелось бы сохранить в своей собственной семье?
  • В чем ценность семейных традиций?
  • Какие новогодние традиции наиболее дороги для тебя?

Фильмы

Кинофильм «Снегурочка», 1968 год, детский семейный фильм, 88 минут, режиссер, Павел Кадочников, 6+

В этом фильме раскрыта непривычная, совсем иная сторона всем знакомой сказки. Фильм переносит нас в языческие времена, когда Солнце было Богом. Зима подходит к концу и наступает весна. Снегурочка, дочка Деда Мороза и Весны, просит своих родителей дать ей разрешение пожить среди людей. Дед Мороз отпускает дочку, но предупреждает, что людские страсти могут её погубить. И вот среди веселых хороводов влюбленных пар Снегурочка, красавица с ледяным сердцем, чувствует тоску и одиночество. Она не может ощутить всю радость жизни, лишённая умения любить. Ни один пригожий парень не может растопить лёд ее сердца. Однако она придёт к матери-Весне, чтобы получить горячее сердце и испытать любовь.

Вопросы для обсуждения:

– Кто такая Снегурочка? Что вы о ней знаете? В каких сюжетах она встречается?

– Чем отличается от других героев эта Снегурочка? Почему? Какие детали помогают нам это понять?

– Кто такие Лель и Мизгирь? Какая между ними разница? Кому из них вы бы скорее всего поверили и почему?

– Почему Снегурочка дочь Деда Мороза и Весны? Кто они такие? Что должна была делать их дочь?

– Что такое «холодное сердце» Снегурочки? Объясните свои выводы.

– Кто такие берендеи? Как они живут? Чего хотят? Понимает ли их Снегурочка? А они – понимают ли её? Сможет ли она выжить среди них? Почему?

– Какие еще новогодние сказки – фильмы и мультфильмы – вам знакомы?

– Почему в Новый Год и Рождество люди любят смотреть сказки?

К/ф «Дед Мороз. Битва магов», 2016, семейный, приключения, фэнтези, 117 мин., реж. Александр Войтинский, 6+

В центре сюжета этой красочной семейной ленты девушка Маша, которую много лет терзают ночные кошмары. В страшных снах героиня видит окружающий мир в непривычном и пугающем виде. Однажды под Новый год девушка узнает, что эти видения – вовсе не выдумки, а самая настоящая реальность. Маша видит бессмертных существ, которые обитают на нашей планете и регулярно защищают ее от атак инопланетных чудищ. Людям эти защитники известны как новогодние волшебники: Дед Мороз, Санта-Клаус и многие другие. Ну а чтобы укрепить силы защиты от монстров, чародеи ищут себе соратников среди одаренных людей – например, таких как Маша. Грядет очередное сражение между силами добра и зла, и Дед Мороз просит девушку помочь ему победить злого волшебника Карачуна.

Картина показывает пример того, что настоящая битва между добром и злом происходит в нашем сердце. Фильм развивает воображение и смекалку, воспитывает упорство на пути к достижению целей, стремление к свету и милосердию.

Вопросы для обсуждения:

– Какие правила царят в школе волшебников? Почему именно такие правила там приняты?

– Какие негласные правила дружбы соблюдали Маша и Никита?

– Какими качествами обладает Маша? Как они помогли ей в битвах и испытаниях?

– Как Никита смог побороть зло в своем сердце?

– Что такое истинная вера в кого-то? Как Маша ее проявила?

– Какие русские новогодние традиции и атрибуты отображены в фильме?

– В чем состоит главная мысль фильма?

– Какие еще новогодние сказки – фильмы и мультфильмы – вам знакомы?

Кинофильм «Морозко», 1964, фэнтези, мелодрама, комедия, 84 минуты, режиссер Александр Роу, 0+

Эта красочная история, как и большинство любимых русских сказок, повествует о противостоянии добра и зла. Злая мачеха заставляет добрую и безотказную Настеньку денно и нощно работать, а свою ненаглядную доченьку Марфушу балует сверх меры. Однажды Настя знакомится с красавцем Иванушкой, но его хвастовство и любование собой отталкивают Настюшу. Зло в сердце мачехи не дремлет – решив избавиться от падчерицы, мачеха отправляет бедную девушку в зимний лес и наказывает оставить ее там замерзать. На удачу Настенька встречается с дедушкой-волшебником Морозко, который так впечатлился кротким характером девчушки, что спас ее. Тем временем Иванушка нагрубил старичку-Боровичку и был превращен им в медведя до той поры, пока не полюбит его в таком виде красна девица. Никак не может забыть Иванушка Настеньку и решает ее найти. Много испытаний выпало на его долю – и с разбойниками, и с Бабой-ягой сразиться ему пришлось. Но получится ли у Иванушки завоевать сердце возлюбленной?

Фильм учит добру, воспитывает милосердие, умение добиваться своей цели, умение нести ответственность за свои слова и дела, развивает воображение и смекалку.

Вопросы для обсуждения:

– По какой причине Морозко спас Настюшу?

– Какими качествами обладает Настюша? Как эти качества помогают ей на жизненном пути?

– Какие качества проявил Иванушка во время испытаний? Что помогло ему пройти испытания?

– Какие чувства остались после просмотра?

– Какие русские новогодние традиции и атрибуты отображены в фильме?

– В чем состоит главная мысль фильма?

– Какие еще новогодние сказки – фильмы и мультфильмы – вам знакомы?

Книги

Наталья Евдокимова «Время новогодних открыток» – сказочная повесть, Пять четвертей, 2022, 192 с., 6+

Добрая книга, полная веры в чудеса и простого человеческого добра. Трогательная история Мики повествует о неожиданном повороте судьбы. Можно ли из неприметного и нерешительного подростка превратиться в знаменитость всего за месяц? А сделать незнакомых людей на капельку счастливее и даже спасти кому-то жизнь? Непредвиденные каникулы в декабре оказались для Мики серьезным испытанием. Тут, конечно, не обходится без удивительных знакомств и волшебства. Ведь это Новый год!

Книга учит отзывчивости, смелости, доброте.

Вопросы для обсуждения:

– Мика отважилась позвонить по незнакомому номеру, с этого выхода из зоны комфорта началось удивительное приключение. Как вы думаете, почему столько добра получилось из одного поступка, одного решения именно Мики? Чем она отличается от других?

– Какие волшебные новогодние традиции можно придумать ещё?

– Какой момент в книге вас растрогал больше всего? Почему?

– Какие русские новогодние традиции и атрибуты встретились вам на страницах этой книги? Известны ли вам другие русские новогодние традиции?

Ольга Фадеева «Мне письмо! Новогодние приключения в Великом Устюге» – Сказка, Речь, 2018, 64 с., 6+

Удивительная сказочная история приключилась с Егором в Великом Устюге, на родине Деда Мороза, где мальчик гостил у бабушки. «Худший Новый Год в истории!» – думал с обидой Егор, ведь родители волею судьбы оказались далеко. Но однажды Егор знакомится с удивительной девочкой по имени Ёшечка. Ёшечка – одна из почтуль, которые относят письма детям. Почтуля «А» отвечает за Арин, Алис; «Б» за Борисов и Богданов… Ну а скучающая Ёшечка сидит без работы. Однажды Егор и Ёшечка находят обронённые кем-то письма, отправленные Деду Морозу и решаются отнести их по адресу. С этого начинаются их приключения!

Сказка показывает пример, что творить чудеса можем мы сами.

Вопросы для обсуждения:

– Дедушка Мороз сказал, что волшебником может стать каждый. Какие чудеса можно сделать самим?

– Какой из сказочных героев тебе понравился больше других (белый медведь, Пух-Перо, Переполох и т. д.)?

– Поначалу как бабушка ни выгоняла внука на улицу, Егор оставался дома грустить. Но стоило ему сделать выбор в пользу другого настроения, как жизнь тут подарила мальчику друга и интересные дела. Давайте порассуждаем, как наш настрой влияет на события нашей жизни?

– Ёшечка попросила у Дедушки Мороза не для себя, а для почтуль праздник. Как эта просьба характеризует храбрую почтулю? Какими качествами обладает Ёшечка? Хотели бы вы иметь такого друга?

– Чему нас учит пример Егора?

– Ёшечка наконец получила письмо, ее мечта сбылась. Ну а какая мечта сбылась у Егора?

– Какие русские новогодние традиции и атрибуты встретились вам на страницах этой книги? Известны ли вам другие русские новогодние традиции?

Сергей Иванов «Зимняя девочка» – сборник рассказов и повесть, Издательский дом Мещерякова, 2017, 176 с., 6+

12 рассказов о природе наполнены любовью и бережностью к окружающему миру, заряжают уютом, теплотой и хорошим настроением. Вторая половина книги отведена под повесть «Зимняя девочка». Это современное прочтение старинной славянской сказки о Снегурочке. Современную Снегурочку зовут Таня, её нашла и приютила у себя добрая женщина. Однако вскоре мы узнаем, что не всегда чрезмерные проявления внимания и радушия приносят добро: необычная девочка, имеющая волшебные способности к полету и управлению силами природы, может «растаять» от навязчивого людского внимания. Эта повесть-сказка почти полностью повторяет сюжет «Снегурочки», передаёт всю мудрость и трогательность первоисточника.

Книга помогает задуматься над такими понятиями, как «мера», «уважение», «любовь», «личные границы», а также вспомнить, что чудеса происходят вокруг нас и не всегда они связаны с волшебством.

Вопросы для обсуждения:

– Какими из волшебных способностей Тани вам хотелось бы обладать? Почему?

– Какими человеческими качествами Таня обладала сама по себе, вне волшебства? В чем с неё можно и нужно брать пример?

– «Жизнь дана на добрые дела». Как эта пословица иллюстрирует повесть?

– Таня не боялась быть такой, какая есть, сдать украденную другими книгу в библиотеку, прийти на помощь тому, кому это нужно. Стеснительно ли вам совершать честные и добрые поступки или легко? В каких ситуациях это может быть стеснительно? А в каких легко? Как тренировать легкость совершения добрых дел?

– Какие русские новогодние традиции и атрибуты встретились вам на страницах этой книги? Известны ли вам другие русские новогодние традиции?

А с дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

142 просмотров