freepik.com

Когда ребенок поступает в школу, родители довольно часто обращаются к учителям с вопросом: «Что вы можете сказать о моем ребенке?» В первую очередь это касается первоклассников, но бывает и в случае перехода в новую школу.

Какой запрос может содержаться в таком обращении? Вариантов несколько:

  • похвалите моего ребенка; 
  • определите свое к нему отношение;
  • дайте мне возможность составить мнение о вас;
  • хотелось бы понять, совпадают ли наши точки зрения на ребенка;
  • интересно, как воспринимают моего ребенка в обществе. 

Проводя ознакомительное собеседование с родителями, не будем забывать, что они знают своего ребенка давно, учитель познакомился с ним недавно. Следовательно, большим объемом информации владеют родители. Поэтому желательно построить беседу таким образом, чтобы педагог мог задавать вопросы, а не только (и не столько) отвечать на них. Иногда учителя, увлекаясь, рассказывают больше, чем узнают от родителей.

Мы можем задать и встречный вопрос:«Расскажите о своем ребенке. Нам важно узнать, какие особенности ребенка, с точки зрения родителей, требуют внимания:

  • чем он занимается;
  • какой ведет образ жизни;
  • кто из членов семьи больше времени проводит с ребенком;
  • к кому лучше обращаться по различным вопросам;
  • каковы ожидания семьи по поводу успехов и трудностей в школе».

Задавая конкретные вопросы о занятиях ребенка, показываем интерес к его способностям, склонностям. Выясняя, кто из взрослых будет «отвечать» в семье за учебу ребенка, объясняем, зачем это нужно. Деловой стиль беседы показывает, что наши вопросы продиктованы не любопытством, а интересом. Предлагая родителям самим выбирать, что рассказать о ребенке, мы выражаем уважение к приватности семьи.

Во время проведения ознакомительного собеседования мы можем сформулировать некоторые особенности сотрудничества семьи и школы, связанные с точкой зрения на ребенка. Семья знает историю жизни и развития ребенка; видит его как члена семьи, во взаимодействии с родственниками, как участника семейных дел. В школе ребенка видят как члена общества, во взаимодействии со сверстниками и учителями, как ученика, участника командной работы, друга.

 Знакомясь с семьей нового ученика, мы не можем пока много о нем рассказать, но можем заложить основы дальнейшего сотрудничества на основе понимания различных точек зрения. Такая позиция дает возможность получать обратную связь: родителям от педагогов и педагогам от родителей, что позволяет полнее представлять себе ребенка и эффективнее взаимодействовать с ним.

329 просмотров