Когда у педагога возникает необходимость обратиться к родителям ученика для привлечения внимания к каким-то вопросам и их обсуждения, важно учитывать возможность сопротивления со стороны родителей. Сопротивление принятию неприятной информации, затруднительным требованиям, «экспертной» позиции педагога и т. д. Совсем сопротивление убрать невозможно, но можно попытаться его уменьшить; а главное – не увеличить.
На этапе начальной школы характеристика ребенка как «Хорошая девочка, хороший мальчик» вполне приемлема, так как показывает родителям, что к их ребенку хорошо относится учитель. Это успокаивает. На этом фоне мы прибавляем текст-пожелание для родителе: чем и в чем надо помочь этому хорошему ребенку. Помочь в организации домашних занятий, помочь в подборе интересных занятий на досуге; помочь отвлечься от гаджета. Наши пожелания связаны с важностью сохранения и развития возможностей ребенка. Именно своими возможностями хороши дети, и эту позицию мы стараемся объяснить родителям.
При беседе с родителями детей постарше, скажем, 5-8 классов, «хорошее» желательно конкретизировать. С возрастом индивидуальные возможности, способности ребенка становятся яснее. Нам желательно сформулировать эти особенности, дав родителям положительную обратную связь. Дети хороши как дети, а в чем особенно хорош этот ребенок, подросток? Серьезный, обаятельный, артистичный, независимый, искренний, открытый, добросовестный, доброжелательный, ответственный, организованный, активный, инициативный, общительный, обладает чувством юмора, хорошо работает в команде, сдержанный, участвует в каких-то делах т.д. Давая конкретную позитивную характеристику ребенка, подростка, мы показываем, что внимательно наблюдаем за его развитием, ценим его индивидуальность. И хотим сотрудничать с семьей для лучшего развития этой индивидуальности.
Взаимодействуя с родителями на этапе обучения в 9-11 классах, мы по-прежнему обращаем внимание на индивидуальность и сильные стороны подростка, отмечая то, что связано, например, с особенностями академического или эмоционального интеллекта. В этом возрастном периоде актуальная линия обсуждения – цели, задачи, связанные с построением дальнейшей траектории образования, предпрофессиональным самоопределением. Обсуждая с родителями эти вопросы, мы придаем особое значение возможностям самостоятельной реализации подростками своих склонностей, уровню волевых качеств, развитию самосознания. Помощь и поддержка взрослых нужна уже не для выполнения домашнего задания, а для определения того, почему важно делать домашнее задание в старших классах. Помогая выбирать свой путь образования, помогаем понять, что любой путь состоит из этапов, на которых появятся новые возможности выбора.
Давая обратную связь родителям, мы выделяем несколько направлений: какими возможностями обладает ребенок (подросток), что есть у него благодаря семье; что еще можно было бы сделать для его развития, укрепления, помощи и поддержки.