Переход в десятый класс – последний период адаптации в школе. Обучение в старшей школе предполагает мотивированный выбор профильного направления, сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы, организованность, навыки работы с информацией, критическое мышление и серьезный настрой на учебу в 10-11 классах. На уроках – сосредоточенность, дома – качественное выполнение домашних заданий. Время тратится в основном на учебу.
В реальности начало десятого класса связано с некоторой эйфорией. Основная школа окончена, сдача экзаменов воспринимается как успех, дающий право на расслабление. Для освоения программ профильного обучения и подготовке к дальнейшему образованию есть еще целых два года. Не будем забывать, что это возраст 16-17 лет. Кроме учебы, есть потребность в общении, друзьях, есть занятия и увлечения. И, конечно, есть интернет.
Уровень готовности к переходу в старшую школу очень сильно различается у десятиклассников. Различается уровень самосознания, взрослости. Есть те, кто осознанно определились с выбором направления, специальности, высшего учебного заведения. Есть группа подростков, выбравших профильный класс более или менее случайно, например, потому что там друзья. Есть выбор, сделанный по решению родителей. Очень часто десятый класс является промежуточным, переходным периодом для ребят, когда они «созревают» для дальнейшего получения образования.
Период этот связан с некоторыми противоречиями. Необходимость «срочно» готовиться к окончанию школы и продолжению образования и желание расслабиться, общаться, иметь свободное время. Требование окончательного выбора профиля и даже специальности и недостаточная личностная зрелость для такого выбора. Противоречие между своими интересами и мечтами и реальными возможностями. Между своими склонностями и советами родителей. Противоречие между видением ситуации глазами взрослых и самих подростков. Часто взрослые считают свое видение реалистичным, а представления своих детей – далекими от реальности. В то же время их дети (подростки) считают, что взгляды взрослых во многом устарели, мир изменился, и они лучше в нем ориентируются, чем старшее поколение, выросшее в другое время. Противоречие существует между обсуждением образования, профессии со взрослыми и в своей возрастной группе, в социальных сетях.
Родители старшеклассников, беспокоясь за их будущее, могут опираться в своих требованиях и предложениях на то, что кажется более доступным, обеспечивающим хороший результат. Или более престижным, чтобы было чем гордиться. Тревога родителей «подгоняет» подростков, но не является реальным подспорьем. Надо сказать, что нагнетание тревоги и беспокойства со стороны взрослых – важная составляющая 10-11 классов. Всех беспокоят результаты. Море эмоций, на волнах которого качаются старшеклассники.
Они прислушиваются к советам взрослых, понимают их волнение, но и взрослым полезно услышать, какие проблемы своего настоящего и будущего беспокоят старших подростков. Формулируя эти проблемы, подростки говорят о потерянности в понимании будущего (большой выбор); о том, что некоторые из них не видят смысла в образовании; есть непонимание со стороны взрослого поколения; трудно сосредоточиться на чем-либо, грамотно распределить свое время; уныние; выбор профессии; проблемы в учебе; зависимость от гаджетов; общение в социальных сетях затрудняет реальное общение; проблемы во взаимоотношении со сверстниками; зависимость от чужого мнения; отсутствие жизненного опыта; отсутствие ответственности; выбор круга общения.
Непонимание со стороны старшего поколения, которое задевает подростков, относится и к недостаточному вниманию к названным проблемам. Старшеклассники достаточно взрослые, чтобы сомневаться, думать о будущем с тревогой, но недостаточно взрослые, чтобы справляться с этими состояниями. От нас требуется признать их право на сомнения и вопросы. Тогда, быть может, они признают наше право на ответы.