Формально в школу поступает ребенок. Реально – в школу приходит семья. Педагоги знают, что развитие «стартовых» возможностей ребенка в дальнейшем зависит не только от школы, но и от особенностей семьи.

 Важнейшая из этих особенность – позиция семьи по отношению к школе.

Например, поступление ребенка в школу может рассматриваться как новый этап взросления, развития возможностей ребенка, школа воспринимается как источник жизненного опыта.  Опираясь на такую позицию, взрослые стараются выделить время для помощи ребенку в развитии навыков самоорганизации, учебе, обсуждении различных жизненных ситуаций, в анализе успехов и ошибок. Позиция «школа – жизненный опыт» предполагает деловое партнерство со школой, разделение обязанностей и ответственности за образование и воспитание. Семья видит себя помощником ребенка в освоении опыта, который дает школа.

Согласно другой позиции, ничего особенного от семьи не потребуется, просто ребенок будет посещать школу вместо детского сада, школа станет частью быта семьи. Школа не должна требовать много времени и внимания со стороны взрослых; в школе все должно быть просто. При этом требования школы к распорядку дня семьей соблюдаются. Такая позиция предполагает эмоционально нейтральное отношение к школе, однако возможны и всплески отрицательных эмоций, когда возникает неожиданно сложная ситуация, связанная с трудностями ребенка в учебе или общении. Исходя из такой позиции, семья не берет на себя ничего «лишнего»; в основном все должна делать школа. Подход к распределению обязанностей семьи и школы соответствует выражению «отдать ребенка в школу». Конфликт может возникать, если требования школы к участию семьи в образовании и воспитании кажутся семье чрезмерными.

Еще один вариант семейной позиции – поступление в школу связано с опасностями и неприятностями. Опираясь на такую позицию, семья обычно тратит много времени на то, чтобы подстраховать ребенка от трудностей: например, дома выполняются предстоящие классные работы. Выделяется время на расспросы о том, что было «не так», на обсуждение с учителями, другими родителями и даже другими детьми всех деталей происходящего в школе. В эмоциональном настрое преобладает напряжение, тревога. Семья может стремиться активно участвовать в школьной жизни ребенка, чтобы его подстраховать, пытается включаться в профессиональное сообщество педагогов.

Некоторые семьи рассматривают поступление ребенка в школу как событие, нарушающее привычный, удобный образ жизни. При таком подходе семья использует время, требующееся для школы, по остаточному принципу, поскольку школа не должна мешать свободному времяпровождению семьи. Если удобно, можно приходить в школу вовремя, если неудобно – приходить вовремя не обязательно и т.п. Если школа не ограничивает свободу семьи, эмоциональное отношение к школе может быть положительным. Ограничения, правила, требования со стороны школы вызывают отрицательную реакцию. Если семье повезло, и школа оказалась «удобной», взаимодействие носит мирный характер. Если нет – могут возникать конфликты. 

Позиция семьи по отношению к школе влияет на то, как пройдет у ребенка и период адаптации, и дальнейшее усвоение опыта школьной жизни. Готовность школы к семье предполагает умение определить особенности родительской позиции по отношению к школе, принятие разнообразия этих позиций. Важно учитывать эмоциональную значимость школьного опыта ребенка для его семьи. Понимать, что информация о школе, образовании бывает неполной. Школа должна быть готова к тому, чтобы брать на себя ответственность за сотрудничество с семьей.

117 просмотров