Обучая и воспитывая детей, мы стараемся учитывать особенности их возраста. Возможности двигаться и понимать, интересы и переживания, трудности и препятствия. Рассматривая область жизненных задач, мы видим, что помогаем детям их решать, подсказывая и показывая варианты решений. И это лучше делать вовремя.
Например, в каком возрасте можно учить ребенка делиться шоколадкой с родными, чтобы он не считал, что его заставляют, а испытывал радость от своей щедрости? В каком возрасте можно просить ребенка помочь другим? Когда и как обсуждать ошибки и проигрыши? Когда формировать отношение к делу, приучать доводить работу до конца? Когда готовы дети осваивать такие умения?
В какой момент к обучению правилам этикета – здороваться, говорить спасибо, можно прибавлять объяснение того, как это помогает общению. И к следованию правилам присоединяется понимание их смысла; ребенок в дальнейшем, действуя самостоятельно, осознает значение своих действий.
Когда и как желательно объяснять, почему что-то делать не надо. Конечно, если это простые вещи – прикосновение к горячей кастрюле – сразу понятны неприятные последствия. Но как объяснить, что не надо обижать других, обижаться самому, отнимать или брать чужие вещи. Как сделать так, чтобы ребенок прислушивался к нашим объяснениям и доверял нашим рекомендациям?
В любом взаимодействии взрослого (родителей, педагогов) и ребенка можно проследить, как переплетаются обучение и воспитание.
Например, игрушки, которые дают детям взрослые. Чему мы учим, давая игрушку, и что воспитываем? Учим способам действий с игрушкой: качать, бросать, собирать, разбирать; это развивает моторику. Обучаем последовательным действиям – собрать пирамидку, построить домик. Для этого надо думать. А еще мы показываем, как беречь игрушку, как вымыть машинку и причесать куклу. И если игрушка сломалась, мы не выбрасываем ее, а стараемся вместе починить.
С возрастом у ребенка появляется интерес к другим детям, совместным играм. Мы показываем, в какие игры можно вместе играть, учим правилам игры, будь то подвижные или настольные игры. А если общение детей «сломалось», мы стараемся вместе его восстановить.
Начинается школьная жизнь. Так много нового, что не сразу понимаешь, что тебе интересно. Взрослые учат ориентироваться в новом пространстве, использовать тетради и ручки, оперировать числами и словами. Так много трудностей, что можно устать и огорчиться. И хорошо, когда взрослые помогут преодолеть трудности, похвалят и оценят твои усилия.
Появляются в школе такая форма работы, как работа в группе, команде. Взрослые учат тому, как распределить обязанности, составить план работы. И обращают внимание на то, чтобы работа команды «не ломалась», и каждый чувствовал себя нужным.
Приходит стремление к независимости, выработке своего мнения, позиции по важным вопросам. Взрослые учат работать с информацией, анализировать ее, выделять самое главное. Учат формулировать свои мысли, вести диалог, участвовать в дискуссии. И подчеркивают ценность любого мнения, важность корректного обращения друг к другу, обоснованности любой точки зрения.
Общаясь с детьми, работая с ними, взрослые «растворяются» в этом пространстве. Мы видим детей и забываем, что они видят нас. Мы внимательно за ними наблюдаем, а они наблюдают за нами. Маленькие или не очень, они в значительной степени ориентированы на взрослых. Ломать или строить, чинить или выбрасывать, ссорится или быть вместе, преодолевать трудности или уходить от них – часть картины мира, которую мы рисуем на глазах у детей.