Родина начинается с малого: дома, семьи, школы. У каждого человека есть любимые места в городе или деревне, при виде которых уже во взрослом возрасте возникают интенсивные эмоциональные переживания. Это может быть любимая скамейка в парке, палисадник возле дома, красивое дерево причудливой формы.
Прививая любовь к родному дому, семье, родным местам мы способствуем тому, чтобы дети содержали свой дом в порядке, ухаживали за близкими, облагораживали и развивали среду, в которой они живут.
Эмоциональное и физическое благополучие человека во многом зависит от того, уютно ли себя человек чувствует дома. Объясните ребенку, что через заботу об окружающей среде мы заботимся о своем собственном благополучии.
Напомним, в преддверии внеурочного занятия «Разговоры о важном» на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.
О чем говорить?
Основная задача занятия: формирование у детей ценностного отношения к семье, родному дому.
Поговорите с детьми о том, что важно заботиться о своем доме, работать над взаимопониманием в семье. Расскажите о месте и его особенностях, в котором вы выросли, о семейной истории, традициях и ценностях. Покажите фотографии и картинки, связанные с вашими воспоминаниями о детстве. Это поможет детям почувствовать связь с предыдущими поколениями и укрепит семейные узы.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста.
Ученикам младшей школы:
- Какие у тебя есть домашние обязанности?
- Есть ли у тебя любимые места для прогулок возле дома?
- Почему важно заботиться о месте, в котором ты живешь?
Ученикам средней школы:
- Что ты любишь делать на выходных или в свободное время в своем городе?
- Есть ли какие-то истории о нашем городе/деревне, которые тебе запомнились?
- Почему важно участвовать в субботниках?
Ученикам старшей школы:
- Какие изменения ты бы предложил для улучшения жизни в твоем городе/деревне?
- Есть ли что-то уникальное в природе или архитектуре твоей Родины, что тебе особенно нравится?
- Что такое Родина?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Александр Твардовский «О Родине большой и малой» – сборник стихов и воспоминаний, АСТ, 2022 – 256 страниц, 6+
Поэт Александр Твардовский всегда любил и уважал свою Родину, эти убеждения нашли отражение и в его творчестве. Эта книга представляет собой квинтэссенцию чувств автора к Родине. Сборник включает в себя стихотворения разных жизненных этапов Твардовского, рассказы и очерки послевоенных лет, а также отрывки из его автобиографии и книги воспоминаний «Родина и чужбина».
Книга воспитывает любовь к малой родине, питает патриотизм, показывает пример верности своим чувствам и идеалам.
Вопросы для обсуждения:
– Что означают понятия «большая родина» и «малая родина»?
– Какие стихотворения Александр Твардовский посвятил «малой родине»? Какие чувства вы испытываете при прочтении?
– Какие стихотворения Александр Твардовский посвятил «большой родине»? Какие чувства вы испытываете при прочтении?
– Давайте обсудим фразу: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки». Давайте обсудим нашу малую родину. Какие воспоминания и чувства возникли бы в первую очередь при разлуке с родными местами?
– Как вы думаете, какие чувства одолевают человека, когда он оказывается вдали от Родины? В каких стихотворениях автора эти чувства ярко проиллюстрированы?
Составитель Марк Ватагин «Сказки народов России» – сборник сказок, Стрекоза, 2017, серия «Нашим детям» – 64 с., 6+
Примечание: книга подойдёт как для возраста 6+, так и для 12+. В случае чтения с ребёнком категории 6+ следует совместно читать и обсуждать только сказки, пропустив развёрнутое культурологическое предисловие. С ребёнком категории 12+ можно взять в совместное чтение и обсуждение также и предисловие.
«Сказки народов России… А сколько в России народов? Только в Российской Федерации, самой большой из наших союзных республик, живёт более 80 народов и народностей <…> У всех народов были сказки <…> В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер». Такими словами начинает автор этот потрясающий сборник. Действительно, каждая сказка погружает в магический мир фольклора самых разных территорий нашей страны, знакомит нас с Россией с совершенно разнообразных интереснейших новых сторон, расширяет кругозор и воображение.
Книга воспитывает любознательность, прививает интерес к культуре и устному народному творчеству нашей многонациональной страны. Учит смотреть на окружающий мир под разными углами, проявляя творчество и воображение. Расширяет общую картину мира.
Вопросы для обсуждения:
– Какая сказка тебе понравилась больше других? Почему?
– В каждой сказке герои проходят испытания и обретают силу. Давай напишем 5 качеств, которые помогают героям пройти испытания и обрести силу.
– Хотел бы ты обладать какими-то из этих 5 качеств? Как их можно развить в себе, какие действия нужно для этого совершить?
– Ты познакомился со сказками разных народов России, каждая из них со своими настроением, сюжетом. Все разные, но все объединены единой атмосферой российского сказочного наследия. Знаешь ли ты, что за праздник – День народного единства? Для чего он нужен нашей стране: такой разнообразной и разносторонней?
Юрий Нагибин «Книга о старой Москве. Всполошный звон» – Рипол-Классик, 2012 – 312 страниц, 6+
Эта замечательная книга – признание автором в любви столице нашей Родины – Москве. Москва для писателя – его малая родина, любимая, родная сердцу. Каждое воспоминание детства Юрий Нагибин бережно сохранил и в своей последней книге переплел с историей столицы. На страницах этой книги мы увидим как известные, так и забытые вехи истории Москвы, познакомимся с ее уникальной архитектурой, заглянем в каждый из уголков города. Книга пронизана чувством глубокой трепетной любви, восхищения и уважения к столице. Автор завещает «молодым ее хозяевам» обратить к Москве «душевное внимание», проникнуться силой ее и историей.
Вопросы для обсуждения:
– Давайте обсудим фразу: «Любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому». Какие чувства она затрагивает внутри?
– Какими поступками может выражаться любовь к малой родине? Давайте приведем примеры.
– Какие факты из истории Москвы показались вам наиболее интересными?
– В чем качественное различие между этой книгой и другими книгами об истории Москвы?
– Напишите небольшое сочинение на тему «Моя малая родина».
Фильмы
Кинофильм «Добровольцы», 1958 год, военный фильм, героическая драма, экранизация, 91 минута, режиссер, Юрий Егоров, 12+
«Добровольцы» – это кинорассказ о судьбе поколения, участвовавшего в строительстве первой очереди Московского метрополитена, а позже сражавшегося против фашистов в Испании на Великой Отечественной войне. Это повествование о поколении, на чью долю выпала война и послевоенное восстановление страны, о людях, чей пример и по сей день может вдохновлять силой духа, мужеством, трудолюбием и неугасающей надеждой.
Вопросы для обсуждения с детьми:
– Почему фильм называется «Добровольцы»? Что стоит за этим названием? Знаете ли вы стихи поэта Евгения Долматовского?
– Какие великие всесоюзные стройки того времени вы знаете? Какие из них происходили в вашем крае? (городе, области)
– Кого из героев фильма вы запомнили? Попробуйте коротко рассказать историю его (ее) жизни. Какую роль в их жизни играл комсомол?
– Понравились ли вам песни из этого фильма? Уточните, кто был композитором – автором песен. Расспросите своих бабушек и дедушек об этом фильме и об этих песнях (какие воспоминания связаны у них с этими песнями).
– Посмотрите финал фильма. Где это снято, как вы думаете? Почему именно там?
Кинофильм «Сестренка», 2019 год, драма, военный, 94 минут, режиссер Александр Галибин, 6+
Пронзительный фильм о судьбах двух совсем разных детей, Ямиля и Оксаны, сумевших стать друг другу верными братом и сестрой.
Отец Ямиля, башкирский солдат, в одном из разрушенных фашистами домов обнаружил маленькую Оксану. Ему удалось отправить девочку в родную деревню к жене и сыну: так Оксана обрела приемную маму, а для Ямиля стала долгожданной сестрой. Фильм наполнен мудростью, светом добрых дел, множеством трогательных, забавных или пугающих ситуаций, в какие только могут попасть дети. А завершение картины точно никого не оставит равнодушным.
Фильм учит милосердию, доброте, отзывчивости, а также не отступать перед трудностями и тревогами. Показывает пример смелости, силы духа. Воспитывает уважение к семье и своему дому.
Вопросы для обсуждения:
– Какими качествами обладает Ямиль? Какие качества помогли ему справиться с разными трудностями на пути?
– Какими качествами обладает Оксана? Что помогло ей начать улыбаться и играть после пережитого ужаса?
– Какой из персонажей тебе понравился больше всего? Почему? Какой пример он подаёт?
– Чему нас учит этот фильм?
– Можно ли сказать, что в сердцах отцов Ямиля и Оксаны, и в сердце мамы Ямиля любовь к детям тесно переплетается с любовью к Родине? Как это проявляется? Давайте порассуждаем на эту тему.
Кинофильм «Надо мною солнце не садится», 2019 год, драма, комедия, 108 минут, режиссер Любовь Борисова, 12+
Невероятно сильный, глубокий фильм о переосмыслении жизненных целей и смыслов со стороны молодого героя Алтана и спокойном, наполненном мудростью и силой закате жизни старика Байбала. Алтан, приглашённый дядей поработать, оказывается на острове в море Лаптевых, на песцовой ферме, совершенно отрезанный от цивилизации. Его сосед, старик Байбал, обращается к Алтану с пугающей просьбой: в случае своей кончины он просит парня захоронить его рядом с любимой женой. Незаметно соседи начинают дружить, и дружба эта приносит каждому из них дни, полные смеха и радости, исполнений желаний и обретение мира на сердце.
Картина учит тому, что нужно ценить каждое мгновение жизни, уметь прощать, слушать свое сердце и не бояться говорить близким важные слова; что человек жив, пока о нем помнят, а все, что мы заберем с собой, покидая этот мир, – это «крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь».
Вопросы для обсуждения:
– Какую главную мудрость передал Байбал Алтану?
– Алтан на острове впервые использовал Интернет не для того, чтобы просто повеселиться и собрать лайки, а как инструмент достижения цели. Как ты считаешь, он получил от съёмок на острове больше удовольствия, чем от съёмок в городе? Почему?
– Байбал говорит, что все, что мы заберем с собой, покидая этот мир, – это «крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь». О чем эта фраза для тебя?
– Какое ощущение осталось после просмотра?
– Как вы думаете, какое значение имеет Родина для Байбала? Почему для него так важно жить на острове и закончить дни своей жизни именно здесь? Давайте порассуждаем на эту тему.
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.