Для многих родителей процесс воспитания – это очень ответственный и противоречивый. С одной стороны, от действий родителей во многом зависит, каким человеком будет их ребенок, с другой – не существует универсальных правил воспитания и что такое правильно очень сложно определить. Такие противоречия очень часто ставят родителей в тупик, выбивают «почву из-под ног». 

Одним из таких противоречий является вопрос о том, нужно ли заставлять ребенка извиняться? Первое, что приходит на ум, когда мы слышим этот вопрос – извиняться необходимо. Все мы знаем социальные нормы, согласно которым в случае допущенной ошибки или некорректного поведения необходимо ее признать и принести свои извинения. Тем самым мы показываем, что знаем правила поведения, принятые в нашем социуме, являемся воспитанными и культурными людьми. Но нужно ли именно заставлять ребенка извиняться? Многие выдающиеся педагоги и психологи в один голос говорят, что принуждать ребенка нельзя, это не приводит к ожидаемому результату и даже может навредить ребенку (можно нанести психологическую травму). Как же быть в данной ситуации, ведь с одной стороны извиняться нужно, с другой – использовать принуждение крайне нежелательно?

Решение данного вопроса будет заключаться в определении желаемого результата. Любая воспитательная ситуация определяется рядом различных характеристик, но одной из главной является результат: чего хотят добиться родители или педагоги. 

Если ребенок и взрослые находятся в некой социальной ситуации, где поведение ребенка противоречит общепринятым нормам, из-за чего родители (или другие взрослые) чувствуют неловкость или данная ситуация может повлиять на взрослых негативно, то в таком случае самый простой вариант действия – заставить ребенка извиниться за свое поведение и тем самым снять социальное напряжение. Получается, что ожидаемый результат со стороны взрослых – это снижение социальной напряженности или преодоление чувства неловкости при игнорировании позиции ребенка. При этом нужно понимать, что воспитательной ценности в таком способе разрешения сложной ситуации нет. Заставить – это просто принудить к поведению, за которым нет понимания и осознания.

 А вот другой желаемый результат, в котором будет воспитательная ценность – это сделать так, чтобы ребенок осознал свою ошибку (некорректное поведение) и сам понял, что нужно извиниться.  Но в отличие от предыдущего результата, принуждение здесь не работает, необходимо использовать более сложные методы воспитания. 

Что необходимо учитывать родителям, чтобы научить ребенка извиняться?

  1. Извинения требуют понимание того, что определенное поведение некорректно и оно негативно влияет на других людей. А понимание формируется не сразу, недостаточно просто описать правила и нормы, вот это поведение неприемлемо, а вот это нормальное, необходимо погружать ребенка в мир социального взаимодействия постепенно. Это можно сделать посредством чтения различных книг и просмотра мультфильмов или фильмов, где поднимаются эти вопросы. Современное информационное пространство изобилует адекватным наглядным материалом. 
  2. Главным инструментом воспитания является пример собственного поведения, дети многому учатся через наблюдение за родителями и другими значимыми взрослыми. Если сами взрослые не используют в своем поведении такой общественной нормы как извинения за некорректное поведение или не готовы его признавать, то и детям будет сложно понять, почему они должны извиняться в той или иной ситуации.
  3. Учитывать возраст ребенка. Чем младше ребенок, тем сложнее ему понимать причинно-следственные связи. Мир устроен очень сложно, часто нормы морали размыты или они требуют учета большого количества условий. Здесь нужно понимать, что часто дети до вступления в период подросткового возраста не могут сами однозначно разобраться в социальной ситуации, им нужна помощь взрослых, подсказка. И чем младше ребенок, тем проще должны формулироваться правила поведения. Иными словами, путь осознания и понимания ситуаций, в которых нужно извиняться, должен идти от простого к сложному. 

В заключении можно выделить ключевые моменты по вопросу «Нужно ли заставлять ребенка извиняться?»:

  1. Принуждение не имеет воспитательной ценности – это способ преодоления социально неприятной ситуации для взрослого.
  2. Такие социальные нормы, как признание своих неправильных действий и извинения должны формироваться через понимание и осознание ребенком этих норм.
  3. Понимание того, за что нужно извиняться перед другими людьми, происходит через освоение культуры, примеры со стороны взрослых, адекватное социальное окружение и др. 
  4. Важным аспектом умения приносить извинения является возраст ребенка. Если маленькие дети извиняются потому, что так принято в их окружении, то начиная с подросткового возраста (11-13 лет) может появляться осознание взаимосвязи своего некорректного поведения и последствий.
219 просмотров