Первым теорию привязанности описал Джон Боулби, который рос в детском доме. Он стал интересоваться особенностями детей-сирот и обнаружил, что они страдают различными эмоциональными проблемами, в том числе и неспособностью устанавливать продолжительные близкие отношения с другими людьми. Рассмотрим теорию привязанности по Джону Боулби подробнее в статье.
Неспособность любить
Сам автор концепции рос в приюте, и ему показалось, что дети вокруг него неспособны любить. Боулби связывал это с тем, что у них отсутствует материнская фигура и они не могут к ней крепко привязаться. Также он замечал схожие симптомы у детей, воспитывающихся в семьях, но впоследствии надолго разлученных со своими родителями.
Главная привязанность новорожденного ребенка обусловлена его зависимостью от матери, которая кормит и обеспечивает комфортный температурный режим. Но Боулби не был удовлетворен этим ответом и стал искать другие концепции привязанности ребенка к матери, в частности, он изучил идеи Конрада Лоренца. Тот в свою очередь рос в многодетной семье шахтера и страдал от невнимания, бесчувственности отца, разрушительной любви матери. Боулби ставит во главу угла понятие импринтинг.
Импринтинг – врожденная форма обучения ребенка, которая состоит в том, что увидев лицо матери после своего рождения, он фиксирует этот образ и начинает всюду следовать за ним. Как пример с животными – если утенок увидел сразу после рождения не маму-утку, а человека, то он впоследствии будет следовать за человеком и не будет способен строить отношения с другими утками. Это специфическая форма обучения, закрепления в памяти признаков объектов при формировании врожденных поведенческих актов. В качестве объекта могут выступать родители, братья или сестры, партнеры, характерные признаки обычного места обитания. Запечатление осуществляется в детском и подростковом возрасте и его последствия чаще всего необратимы.
Боулби считал, что импринтинг можно перенести на людей, но с одним лишь отличием, что у человека он происходит более длительное время и именно он ответственен за формирование привязанности у человека в целом. Эксперт рассуждал о том, что новорожденным в первобытно-общинное время было важно подавать определенные сигналы, чтобы привлечь внимание взрослых. Это было для них знаком, что нужно оказать ребенку заботу, чтобы тот не был съеден хищниками, был в тепле в комфортных условиях и накормлен. Так Боулби говорил об определенных врожденных моделях поведения ребенка, которые активизировали бы реакцию родителей на его действия.
Фазы развития привязанности
Фаза 1 (от рождения до 3 месяцев) – неразборчивая реакция на окружающих людей. Прежде всего новорожденные реагируют на чужие лица. Так называемая социальная улыбка появляется у ребенка до 3-недельного возраста, и она не направлена ни на кого конкретно. Он реагирует неявной улыбкой просто на человеческий голос и только к 6 неделям малыши начинают улыбаться счастливо и отчетливо. Зачем малыш это делает? Он таким образом пытается привязать к себе опекуна, чтобы обеспечить удовлетворение своих базовых потребностей и не быть брошенным, он старается понравиться взрослому. Ну это чистая манипуляция, которая срабатывает безотказно, разве вы можете отказать в чем-либо улыбающемуся малышу?
После у ребенка появляются другие притягивающие внимание опекуна реакции – плач, гуление, лепет, хватательный рефлекс и так далее. Сначала малыш развивает их неразборчиво и безотносительно определенного человека, но потом начинает их конкретизировать.
Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев) фокусирует внимание уже только на знакомых людях. Это очень считывается по поведению малыша. Он понимает, что не каждый человек его кормит и заботится о нем, это делают определенные люди (мама, бабушка, няня). Социальные реакции ребенка становятся более избирательными. В это время малыш ограничивает свое внимание только близким окружением, а при виде незнакомца просто начинают его пристально рассматривать. Так успокоить ребенка от плача проще всего его маме, которую он видит чаще всего, чем любому другому человеку. Малыш фиксирует свое внимание и дает реакцию 2-3 знакомым людям. Чаще всего это мать, которая с наибольшей готовностью отвечает на его сигналы и удовлетворяет его потребности.
Фаза 3 (от 6 месяцев до 3 лет) – это интенсивная привязанность и поиск близости. Именно с полугода привязанность младенца к матери становится максимально сильной. Тут проявляется так называемая сепарационная тревога, если, например, мама отошла от колыбели и пропала из поля зрения ребенка. Также меняется интенсивность приветствия матери, когда она возвращается к малышу.
В 7-8 месяцев ребенок начинает опасаться чужих людей. В 8 месяцев малыши уже ползут за родителями. К окончанию 1 года жизни у ребенка формируется общая модель привязанности.
Фаза 4 (3 года и окончание детства) транслируется партнерским поведением. Дети до 3 лет хотят быть рядом со своим опекуном. Если сообщать ему о своих планах отлучения, то малыш позволит взрослому уйти, он начинает действовать как партнер.
Виды привязанности
- Надежная, когда дети первоначально с родителями и идут играть, оглядываясь на мать. Если взрослый его покидает, ребенок впадает в стресс. Они всегда надеются, что опекуны обеспечат им комфорт.
- Тревожно-амбивалентная привязанность отражается в способности ребенка исследовать немного и настороженно относиться к чужим. Такие люди даже во взрослом возрасте не доверяют другим людям и к близким относятся амбивалентно.
- Избегающий стиль привязанности выражается в избегании детьми своих опекунов. Такое поведение возникает в результате оскорбительного отношения родителей к ребенку. В будущем они избегают близких отношений с людьми.
- Дезорганизованный стиль привязанности демонстрирует запутанное сочетание моделей поведения. Такие дети могут избегать взрослых и противостоять им. Родители сами проявляют в отношении детей непоследовательность, поэтому малыши так им подражают.
Такие модели поведения по мнению эксперта формируют соответствующую модель поведения у ребенка, которую можно скорректировать при помощи психотерапии.