Условия развития современных детей изменяются так быстро, что даже талантливым педагогам и любящим родителям трудно адаптироваться. Многие системы воспитания, сформированные ранее, не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Компьютеры и гаджеты входят в жизнь детей практически с младенчества, вытесняя и зачастую заменяя живое общение и игры. Яркие картинки, виртуальные игры, возможность создавать миры и быть там тем, кем захочешь – очень привлекательны для многих взрослых, что уж говорить о детях.
Однако, именно дети рискуют заработать компьютерную зависимость, что сильно скажется на их уровне жизни. Детская компьютерная и игровая зависимость, второй по популярности запрос в работах детских психологов.
Дело в том, что у детей не развит навык саморегуляции. Процессы возбуждения в мозгу преобладают над процессами торможения. Окончательное созревание лобных долей, отвечающих за самоконтроль, планирование и формирование причинно-следственных связей, происходит в возрасте 12-13 лет.
Вот почему так опасно раннее и чрезмерное увлечение компьютером, да и любыми гаджетами. Без контроля и помощи со стороны родителей, к 13 годам мы получим ребенка с четко сформированной зависимостью, путь к избавлению от зависимости может быть весьма сложным.
В процессе взаимоотношений ребенка и компьютера есть несколько “красных зон”, на которые стоит обратить особенное внимание.
- Пустив ребенка в компьютерный мир, родитель чаще и дольше оставляет его одного, пользуясь возможностью отдохнуть.
- Несоблюдение норм цифровой гигиены, отсутствие четко выстроенной системы правил относительно компьютера.
- Замена живой коммуникации внутри семьи на виртуальный мир. Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность.
Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие – как физическое, так и психическое. Ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками.
Чем опасно чрезмерное увлечение компьютерами для ребенка?
- Ребёнку всё остальное, кроме компьютера, становится не интересно и не важно. В сравнении с ярким, увлекательным, цветным, фантастическим миром, который предлагает компьютер, реальный мир уходит на второй план – всё вокруг начинает казаться блеклым и непривлекательным. Компьютерные игры вытесняют из жизни ребенка все остальные развивающие занятия и интересы.
- Ребёнок учится все делать поверхностно. В компьютере не нужно прилагать много усилий к тому, чтобы что-то происходило. Просто нажимаешь кнопку и все. Хочется, чтобы и в настоящей жизни было так же легко. Эта простота подкупает, ребёнок привыкает к ней. И у ребёнка постепенно утрачивается усидчивость, старательность, терпение. Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
- В случае регулярных игр «в стрелялки», которые так любят дети, особенно мальчики, у ребёнка притупляется умение сожалеть, сопереживать, стирается грань между нормой и насилием, стрелять в других кажется прикольным и увлекательным. Точно так же влияет и “развлекательный” высмеивающий контент, где кто-то падает, бьётся и т.д.
- Вокруг компьютера постоянно происходят конфликты между родителями и ребёнком (так же, как и вокруг телевизора). Ребенок требует компьютер, закатывает истерики, не может спокойно пережить, что пришло время заканчивать играть. Для ребёнка компьютер становится самым притягательным и интересным объектом в доме.
- Родители испытывают чувство вины и беспомощности. Они чувствуют, что теряют контроль над количеством времени, которое ребенок проводит за компьютером. Расстраиваются, переживают, сердятся, чувствуют, что «что-то не так», но ограничить ребёнка становится всё сложнее.
- Ребенок идентифицирует себя с компьютерным персонажем и ему хочется подражать ему, повторять их действия в реальной жизни. Это деформирует его представление о себе, о своём «Я», мешает его самоидентификации.
Совсем убрать компьютер из жизни ребенка, особенно школьника, не получится. Но родители могут организовать процесс так, чтобы он не наносил вреда.
Организация времени за компьютером
Заранее договоритесь с ребенком о том, сколько времени будет продолжаться игра. Ставьте таймер или песочные часы, чтобы ребенок мог следить за временем игры. За 5-10 минут до окончания еще раз напомните ребенку, что время заканчивается. Так детям гораздо легче воспринимать информацию. Разрешенное время за компьютером для детей до 10 лет не более 1 часа в день.
- Создайте условия для того, чтобы ребенку было интереснее в реальной жизни.
Семейные мероприятия, подвижные игры и творческие занятия, походы, совместное времяпровождения. Ни один гаджет не заменит качественного времени с родителем. Приглашайте школьных друзей ребенка к себе в гости, организуйте какое-то уличное мероприятие для них. Это будет сплачивать детей и потребность в живом общении будет становиться выше. - Доказано, что дети с низкой самооценкой гораздо больше подвержены компьютерной зависимости. Поскольку виртуальное пространство даёт возможность быть значимым. Обратите внимание на то, как вы общаетесь с ребенком, насколько он чувствует себя уверенным, значимым, нужным и любимым в семье? Поощряйте проявление самостоятельности, вовлекайте ребенка в обсуждение и решение семейных задач (по возрасту). Так он будет чувствовать свою важность в реальной жизни.
- Родительский контроль и цифровая безопасность. Как только вы даете ребенку доступ к компьютеру и интернету, вам необходимо проинструктировать его о безопасном поведении в виртуальном мире. Что можно и нельзя делать, какую информацию не разглашать, как себя вести в той или иной ситуации. Безопасное поведение в сети не менее важно, чем на улице.
Наша реальность такова, что гаджеты, компьютеры и интернет прочно вошли в нашу жизнь. Мы не можем убрать компьютер из жизни ребенка, однако, родители имеют все возможности, для того, чтобы выстроить взаимоотношения ребенка с электронными устройствами наиболее благоприятным для него образом.