«А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!». Если ребенок пошел в школу, немного подрос, и у него появились интерес к спорту, творчеству или науке, то родителям становится знакома ситуация, когда времени катастрофически не хватает, а хочется везде успеть. Школа, домашние задания, занятия с репетиторами, секции, кружки, а еще есть желание погулять с товарищами, посидеть за компьютером, пообщаться с родными.

В этом тексте мы расскажем, как оптимально распределить время для занятий, игр и полноценного отдыха, а также какие техники позволят сэкономить время.

Почему расписание необходимо? 

Отсутствие самостоятельности и несобранность у детей — бичи нашего времени. Управление своим временем — это целая наука, которая помогает планировать свое время и значительно экономить ресурсы. 

Есть мамы и папы, которые занимаются с ребенком тайм-менеджментом с ранних лет, что дает замечательные результаты в последующем, потому что формирует у ребенка правильные привычки управления своим временем. Тайм-менеджмент является навыком, а раз это навык, то этому можно научить.

Техники тайм-менеджмента можно начинать формировать уже в раннем детстве, в два-три года. Необходимо определить, что ваш ребенок может делать сам. В спокойном тоне скажите малышу, что он уже большой, и вы доверяете ему сделать какое-либо дело самостоятельно, Отпустите ситуацию. Еще одна ваша задача — научить ребенка этому без критики и замечаний. Если он совершил ошибку, посочувствуйте ему. Будьте всегда рядом и подсказывайте ребенку, как запланировать свои дела и не опоздать, формируя навыки действовать по определенному плану, не отвлекаясь на другие дела.

А теперь познакомимся с техниками для дошкольников и младших школьников

Программа действий

Дети любят играть, поэтому формирование полезного навыка тайм-менеджмента можно вводить в игровой форме. Подберите визуальные образы — картинки, надписи, например, связанные с утренними ритуалами. Тогда ребенок с удовольствием включится в игру. Что необходимо во-первых, что во-вторых и так далее. Сначала будет непросто, но пройдет совсем немного времени и вы почувствуете, что ребенку легче сделать все дела самостоятельно.

Курс на ускорение

Включите любимую песенку ребенка, путь он старается сделать весь утренний моцион, пока она звучит. Через некоторое время укоротите время песенки (только обязательно предупредите об этом малыша) и попросите его ускориться. Возможно он сам попросит вас минимально сократить время. Скоро вы увидите, что ребенок справляется гораздо быстрее. Освободившееся время направьте на приятное для ребенка времяпровождение, например, разрешите подольше поваляться в постели утром.

Не забудьте про себя: в освободившееся время можно неспешно выпить кофе, сделать свежевыжатый сок или заняться, наконец, утренней йогой. Главное, чтобы ваш ребенок видел, что маме хорошо, потому что он такой молодец! Это очень важная мотивация.

Дети постарше и подростки могут использовать более сложные техники тайм-менеджмента. Однако для родителей должно быть важное правило — не отнимать у ребенка право на самостоятельность. При тотальном контроле у детей не будет формироваться потребность к самостоятельному тайм-менеджменту.

Списки

Предложите ребенку перенести список из головы на удобные электронные или бумажные носители. Можно вместе отправиться в магазин и выбрать крутой ежедневник. При этом учитывайте темперамент ребенка. Есть от природы медлительные люди, изменить эту особенность почти нереально. Это не плохо или хорошо, это просто совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности в основе которых лежит тип высшей нервной системы. Да, такие люди успевают меньше, зато глубже погружаются в дела. Поищите плюсы и минусы разных характеров и обязательно поговорите об этом с вашим ребенком.

Расставление приоритетов

Научите ребенка выделять приоритеты — те дела, которые нужно сделать раньше. Затем переходите к более сложной технике жестко-гибкого планирования дел, когда ребенок отмечает в своем ежедневнике дела, привязанные ко времени, например, занятия в музыкальной школе, и дела, которые не требуют привязки времени, например, выполнение домашнего задания. Пусть ребенок сам решит, что сделать в первую очередь, а что позже.

Родителям необходимо наблюдать за ребенком и предотвращать проблемы прокрастинации — склонности к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящих к жизненным проблемам. Это может быть вызвано как банальной ленью, так и усталостью, авитаминозом, гормональной перестройкой организма.

Техника «Слон»

Ребенка может пугать глобальность определенного дела, отчего может появиться неуверенность в своих силах, снизиться мотивация к достижению результата. Техника заключается в том, чтобы разделить этого «слона» на маленькие кусочки, то есть разбить дело на маленькие и простые этапы. Страх сразу уйдет, так как справиться с маленьким делом очень просто.

Техника «Съешь лягушку»

Если дело, которое надо сделать, неприятно ребенку, он будет откладывать его постоянно.  Одно из правил тайм-менеджмента звучит как «Съешь лягушку». То есть самая противная задача делается в первую очередь. А за ее «поедание» придумывается награда. Взрослый может включиться в эту игру как даритель награды.

Порядок во всем

Обязательно приучайте ребенка к порядку. Мотивацией будет то, что собраться в школу получится гораздо быстрее, если в комнате порядок, а значит и поспать можно будет дольше. для это стоит использовать современных помощников, которые учат чувствовать время — часами и таймерами.

Главное, что нужно донести до детей, то, что время — единственный невосполнимый ресурс. Потому ценить, беречь и не тратить его понапрасну очень нужный и важный навык как для ребенка так, впрочем, и для взрослого! 

 

247 просмотров