Интернет наполнен статьями и советами для родителей о том, как пережить период адаптации в дошкольной образовательной организации. Есть советы психологов, родителей, даже советы продавцов одежды о том, как нарядиться в первый день в садике, чтобы влиться в коллектив. Но практически отсутствует информация для воспитателей детского сада. А ведь именно от этих специалистов зачастую зависит успешная адаптация ребенка. Педагогу важно не только обеспечить комфорт нового малыша, но и сделать так, чтобы другие дети не испытывали стресс, завоевать авторитет новенького, а также стать «соавтором» родителей в выстраивании дальнейшей траектории развития ребенка.
Что стоит учитывать?
Ребенок дошкольного возраста очень раним. Он может быть дезориентирован при попадании в новую обстановку и при знакомстве с новыми людьми. Поэтому воспитателю необходимо позаботиться и об адаптации ребенка, пришедшего в садик, и о психологическом состоянии детей в группе, в которую пришел новый малыш.
Психологический климат в группе всегда зависит от личности и роли воспитателя. Большая удача, если ребенку в дошкольном возрасте встречается на пути мудрый и профессиональный педагог. А для мам и пап — это двойная удача, поскольку отношения родителей, ребенка и воспитателя могут быть инструментом преодоления сложных периодов в дошкольном возрасте и формирования эффективных эмоциональных связей для эффективного старта дальнейшего развития.
При появлении в дошкольной группе нового ребенка воспитателю необходимо выстроить отношения сразу с несколькими сторонами: с самим ребенком, с детьми, которые уже адаптированы к детскому саду и имеют слаженные отношения в коллективе, а также с родителями. Обо всем по порядку.
Отношения с новым ребенком
Главной задачей воспитателя является обеспечение максимального комфорта ребенка, причем как физического, так и психологического. У малыша, который находится первые дни в дошкольном учреждении необходимо формировать принадлежность к группе. Если действия для ребенка непривычны, их необходимо многократно повторять.
Воспитателю стоит обращать внимание малышей друг на друга, пока они не запомнят имена и не начнут играть и общаться в малых группах или все вместе. Если новенький категорически отказывается играть, не стоит его заставлять. Выдержите паузу, обычно через неделю-две большинство детей вливаются в новый коллектив.
Более пристальное внимание следует уделять детям старшего дошкольного возраста. Казалось бы, ребенок уже большой, у него сформированы навыки самообслуживания, он многое умеет и знает, но с детьми пяти-шести лет, которые впервые пришли в детский сад перед школой, а перед этим были дома, возникает больше всего проблемных вопросов. Такие дети могут промолчать или постесняться обозначить проблему, они плохо формируют новые навыки взаимодействия в коллективе, не воспринимают себя частью коллектива.
Задачи воспитателя — проявлять профессионализм, поддерживать доброжелательное отношение к детям и объяснить ребенку (без заискивания, но твердо и убедительно), что садик — это не навсегда, это для развития новых навыков и скоро обязательно придут родители, чтобы забрать ребенка в привычную для него среду.
Педагог должен сформировать у ребенка чувство безопасности, постараться стать ему другом, готовым прийти на помощь в любую минуту. Ребенок должен понимать, что воспитатель — наставник, который ответит на все вопросы и человек, которому можно доверять.
Отношения с детьми
Накануне прихода нового малыша объясните детям, что скоро в садик придет новенький. Придумайте и расскажите историю про мальчика (или девочку), который попал на другую планету, как ему сложно и страшно в незнакомом месте. Предложите детям пофантазировать, как они могут ему помочь.
В первый день можно провести знакомство в игровой форме. Попросите детей рассказать ему о той истории, которую вы обсуждали накануне. Можно предложить игру «Круг друзей мячика». Передавая мяч по кругу, попросите детей представится и назвать свои любимые игры.
Также психологи советуют применять для адаптации детей дошкольного возраста приемы сказкотерапии. Тема сказки может быть разной: от дружбы детей и организации совместных игр до соблюдения распорядка дня.
Отношения с родителями
Работа с родителями требует планирования для выстраивания конструктивного диалога и формирования партнерских взаимоотношений. Задача воспитателя — донести до родителей основы психологических процессов адаптации ребенка конкретного возраста. Вместе с мамами и папами необходимо выработать принципы поведения, которые помогут малышу быстрее адаптироваться.
Родитель должен стать соратником воспитателя в этом непростом деле, поэтому им необходимо вести беседы с ребенком о том, как интересна и познавательна жизнь в детском саду, как интересно рассказывает воспитатель о временах года, и какой умный и креативный ребенок вырастет, если будет ходить в этот садик. В таком случае адаптация будет происходить быстрее и эффективнее.
Воспитатель современного образовательного учреждения — профессионал, который не только обучает детей и владеет различными инновационными образовательными методиками, но и специалист, владеющий навыками психологической помощи детям, способный распознать деструктивные изменения в поведении малыша с целью их быстрейшего обнаружения и предотвращения негативных последствий.
Основные ошибки, которые могут осложнить адаптацию малыша:
- «Мама исчезла». Любопытство может отвлечь ребенка от мамы, которая привела его в детский сад. Если воспитатель просит маму быстренько убежать, пока ребенок отвлекся, это может вызвать сильный испуг ребенка и стресс. Как итог — в следующий раз (и еще много-много раз) ребенок будет сильно плакать, если мама захочет уйти.
- «Мама всегда рядом». Не нужно потакать родителям и позволять слишком долго присутствовать в группе. Ребенок может привыкнуть, что родители всегда рядом, а другие дети будут дезориентированы, потому что их родителей нет поблизости.
- «Долгие проводы — долгие слезы». Мама слишком долго прощается с ребенком и показывает свое волнение. Как результат — страх ребенка и нежелание покидать родителя.
- «Ты уже большой!». Если малыша сразу направляют к детям, не обращая внимание на его негативное психологическое состояние, ребенок будет чувствовать свою беззащитность. Также не рекомендуется ругать малыша за ошибки или промахи и запугивать, что при плохом поведении мама вообще не придет.
Адаптация — достаточно сложный период как для детей и их родителей, так и для воспитателя дошкольной образовательной организации. Создание в дошкольной группе благоприятной атмосферы возможно при профессионализме воспитателя и индивидуальном подходе к малышам.