Вы любите детей? Наверняка, если вы читаете наш журнал, ответ на этот вопрос положительный. Но любите ли вы их так, как любил Старый Доктор? Смогли бы любить настолько, чтобы посвятить им жизнь и пожертвовать семьей?

Сегодня, 1 июня, в Международный день защиты детей мы публикуем очерк о великом педагоге, враче, публицисте, общественном деятеле и настоящем человеке — Генрике Гольдшмидте, который всем известен под псевдонимом Януша Корчака.

Начало пути 

Генрик Гольдшмидт родился 22 июля 1878. До двенадцати лет его жизнь была типичной жизнью ребенка из состоятельной польской семьи: воспитатели и домашние учителя, затем гимназия. Но с болезнью и смертью отца жизнь мальчика резко изменилась. Он был вынужден обеспечивать существование матери и младшей сестры.

В 15 лет юноша начинает заниматься репетиторством и в этой своей деятельности впервые обнаруживает интерес к работе с детьми. Это умение общаться ляжет в основу не только его деятельности, но и литературных работ, а также его собственной теории и философии.

В 1898 году он поступает на медицинский факультет Варшавского университета. В области медицины студент прежде всего интересуется педиатрией, ездит знакомиться с работой детских больниц и с педагогическим творчеством Песталоцци  в Швейцарию. В 1905 году, получив диплом педиатра, Януш Корчак в качестве военного врача попадает на Русско-японскую войну, где приобретает бесценный опыт работы в полевом госпитале.

Вернувшись в Варшаву, Корчак пять лет работает в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов, в летних лагерях для детей. В этот период он будет все яснее понимать, что его путь — педагогика и воспитание. В детской больнице он сталкивается с детьми разных сословий, из семей разного достатка, воспитания. Но со всеми ему удается найти общий язык.

Это его умение шло словно извне, рождалось само, шло сначала не от разума, а от сердца доктора. Корчак буквально перевоплощается в каждого своего пациента, его глазами начинал видеть мир и подбирать понятные и близкие именно этому ребенку слова. Такое редкое качество — видеть мир глазами ребенка — отмечали все окружавшие Янушка Корчака люди. Это умение и легло в основу книг, написанных доктором.

Первые труды

Печататься Януш Корчак начал в год поступления в университет. Тогда же он и взял свой псевдоним, подписав им драму «В какую сторону?». С тех пор все его произведения подписаны именно так. Широкую литературную известность приносит ему частично автобиографическая повесть «Дитя гостиной», изданная в 1905 году. И с этих пор он печатается достаточно регулярно.

Самая известная книга Януша Корчака для детей — «Король Матиуш Первый», напечатанная в 1923 году. В книге для детей Корчак поднимает отнюдь не детские проблемы. Автор рассматривает малолетнего короля, потерявшего родителей, как личность, признает за ним свободу выбора и, вместе с тем, вводит нас в мир польского общества начала 20 века, когда ребенок  бесправен, даже если он — король. 

Рассказывая историю Матиуша, Януш Корчак думал обо всех детях. Два главных героя повести — Матиуш и его друг Фелек — как две противоположности. Они — дети из разных слоев населения. Но в книге их судьбы пересекаются и влияют друг на друга. Несмотря на разницу в воспитании, ребята находят общий язык. И в этом тоже чувствуется идея Корчака — все дети равны, все дети интересны, всем детям доступно понимание взрослых проблем. Потому что красной нитью в идеях Януша Корчака прослеживается его желание объяснить всем оппонентам и сочувствующим, что любой ребенок — личность.

Именно об этом написано самое известное педагогическое произведение Корчака «Как любить ребенка», рукопись которого создана на фронте в годы Первой Мировой войны. В этом романе автор говорит о ценности каждого человека, о том, что личность ребенка хрупка, но изначально цельна. Прежде всего, Корчак обращает наше внимание на то, как именно мы общаемся с детьми, стремимся ли подавить своим опытом, властью, авторитетом или говорим с ребенком на равных, признавая его как полноценного человека.

«Чем же сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем его завтра?», — пишет педагог. 

Как вырастить здорового ребенка?

Корчак считал, что здоровый психически и социально ориентированный человек вырастет только из ребенка, чье детство было счастливым. И под счастливым детством педагог не понимал вседозволенность или сверх обеспеченность.

В трудах Корчака всегда речь идет о равнозначности ребенка и взрослого, о том, что ребенок имеет право на уважение и человеческое достоинство. Педагог считал, что подавление воли ребенка ради удобства взрослых возмутительно, и что наказания и запреты не воспитывают, а уничтожают и подавляют волю детей, растят из них послушных, удобных, но безынициативных, потерявших интерес к жизни взрослых.

И к каждому ребенку нужен свой, ориентированный на конкретного ребенка подход. Однако часто Корчак пишет и о том, что нельзя опускаться в своих идеях равенства до вседозволенности до полного отсутствия контроля и воспитания, нельзя давать помыкать собой, совершать преступления или обижать слабых.

Роль наставника 

Обращается Корчак и к личности воспитателя, наставника в среде детского коллектива. Педагог начинал себя, анализировал собственные слова, настроения и высказывания. 

 «Быть может, и есть воспитатели, которым все дети одинаково безразличны или ненавистны, но таких, которым все до одного были бы одинаково милы и дороги, нет», — писал автор в своей книге. 

Януш Корчак часто подходил к вопросу очень современно. Многие нынешние учителя или воспитатели смогут узнать себя или коллег в цитатах, которым более ста лет.

Дом сирот

Все свои наблюдения и идеи Януш Корчак сумел воплотить в жизнь. После войны он становится руководителем варшавского детского приюта «Наш дом», а затем «Дома сирот». Также он преподает в Институте социальной педагогики, выступает экспертом по делам несовершеннолетних в суде, пишет статьи, выступает на радио в воспитательных передачах как Старый Доктор, редактирует детское печатное издание.

В обоих руководимых Корчаком детских приютах он стремился выстроить и донести до каждого участника процесса идею, что личность каждого ценна, но жизнь в коллективе диктует свои правила. Таким образом, создавая детям радость детства Корчак говорил, что его приюты — не дома для несчастных сирот, а именно учреждение, где живет коллектив и в этих домах есть свои правила, которым нужно так или иначе подчиняться. Для того, чтобы эти правила стали реальностью и могли приниматься к исполнению детьми, педагог ввел основы демократии в коллективах приютов. Дети имели право голоса, могли частично влиять на управление и иметь свои законные требования, связанные с ценностью их личности и индивидуальности, имели право на ошибку, тайну, игры.

Демократия в отдельно взятых приютах строилась на принципах гуманизма, как и вся педагогика Януша Корчака. Большая роль уделялась самовоспитанию. Придавали значение и здоровью детей, физическому развитию, питанию, прогулкам, спорту, гигиене. Особое внимание уделялось труду, трудовым навыкам и навыкам самообслуживания. Об успешности последнего момента говорит тот факт, что при наличии нескольких сотен сирот, приют обходился небольшим количеством взрослых сотрудников. 

С детьми до конца

Приют стал последним местом работы Корчака. С началом Второй Мировой войны жизнь в приюте стала сложной, а когда немцы вошли в Варшаву — невыносимой. Спустя год после начала оккупации приют был выдворен в еврейское гетто, где Старый Доктор все время был озабочен поисками пропитания и медикаментов для своих 192 детей.

21 июля 1942 года, в ночь перед своим днем рождения, Януш Корчак записал в своем дневнике: «Трудное это дело — родиться и научиться жить. Мне осталась задача куда легче – умереть… Не знаю, что я сказал бы детям на прощание. Хотелось бы сказать многое, главное же – что они вольны сами избрать свой путь…»

Но выбрать свой путь его дети уже не смогут. Через 15 дней все они погибнут в газовой камере концлагеря. На пороге газовой камеры нацисты предложат Янушу Корчаку, ему одному, без детей — выбрать жизнь. Но Доктор, Педагог и Человек до последней минуты будет верен себе и своим воспитанникам. Старый Доктор пойдет вместе с ними до конца. 

Наследие Януша Корчака — это его идеи и книги, его твердое убеждение, что ребенка нужно, прежде всего, любить. Любить, даже когда он становится грубым и дерзким подростком, любить неудобного, сложного, странного. Потому что ценность жизни и личности начинается не в момент объявления человека взрослым, а тогда, когда человек едва входит в этот мир — маленьким беззащитным младенцем.

379 просмотров