Мир кино безграничен, поэтому родители могут стать «проводниками» детей в этот мир, научить их чувствовать кинематограф, понимать его образы, смыслы, отличать вечное произведение от сиюминутного. Но для этого нужна насмотренность и умение правильно обсуждать увиденное на экране. Чтобы закрыть эту родительскую потребность Институт воспитания запустил онлайн-встречи для родителей, на которых обсуждают фильмы. На первом семейном Киноклубе, который состоялся 11 мая и был посвящен фильму «Африка», присутствовали Ольга Колударова, министр образования и науки Донецкой Народной Республики, генеральный продюсер фильма Дмитрий Белосохов, ведущий научный сотрудник Института Воспитания Наталья Казначеева, а также все желающие родители. Рассказываем, как это было.
О чем фильм
Фильм «Африка» — это история о самоотверженной матери и ее детях, оставшихся на окраинах блокадного Ленинграда и переживающих тяжелое, голодное и холодное время. Эта картина о приоритете духовных ценностей для человека — любви, сострадании, милосердии, о том, что эти ценности выше физиологических потребностей и именно они делают людей людьми.
Фильм «Африка» учит, что даже в экстремальных ситуациях человек находит в себе силы жить, благодаря силе своего духа. Важная идея этого фильма заключается в том, что взрослым необходимо учиться у детей — любви к другому, к живому существу, полаганию на Божий промысел. Дети делают это по своей природе инстинктивно, не рассуждая, неслучайно в картине показан младший подросток, который оставляет собаку по велению своей души. Это — христианский фильм потому, что в нем показывается высшее проявление гуманности — сострадание, жизнь вопреки смерти, и показывается именно в действиях ребенка.
«Мальчик проявил любовь к собаке, не побоялся смерти и выжил, сохранил себя и своих ближних, потому что любовь сильнее смерти. Многие блокадники и выжили потому, что ходили на концерты, в Эрмитаж, жили духовной жизнью, а в ленинградском зоопарке были сохранены животные, которые умерли после войны естественной смертью», — подчеркнула Наталья Казначеева.
Фильм «Африка» о важности воспитания общественных ценностей: патриотизма, гражданственности. Главный герой знает, что такое боевой друг, он знает о том, что народ сражается с врагами, и делают они это все вместе. Это знание закрепилось у ребенка, благодаря взрослым. Поэтому и сегодня родителям, и педагогам необходимо воспитывать детей на общественных ценностях, чтобы они знали и понимали, что происходит с их народом и страной.
«Это фильм еще и о том, почему наш народ и армия победили в Великой Отечественной войне. Потому что мы не боимся смерти, и для наших людей, для нашей ментальности жизнь человека и живого существа ценна, вне зависимости от каких бы то ни было признаков – национальных, расовых, религиозных», — обратилась к родителям Наталья Николаевна.
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Понравился тебе этот фильм и почему? Какой из героев фильма тебе понравился больше всего и почему?
- Давайте поговорим об исторических событиях, в которых разворачивается действие фильма. Что ты знаешь о блокаде Ленинграда в 1941–1944 годах? Знаете ли ты, что блокада длилась 900 дней и ночей? Что такое «паек блокадника»?
- Какой год блокады мы видим на экране? Сколько лет голодает уцелевшая в деревне семья с маленькими детьми? Как вы думаете, в каком физическом состоянии находится мама и ее дети? Как это конкретно показано в фильме?
- Как удается добывать пропитание маме и ее детям? Что они едят? Им кто-нибудь помогает? Почему мама не может больше ходить в лес?
- Как происходит знакомство Егора и Саньки с немецкой овчаркой? Кто первый увидел собаку? Обрадовались ли дети тому, что нашли собаку в лесу?
- Вспомните момент из фильма, когда Егор решает оставить собаку и спрятать ее. По каким причинам Егор оберегает, прячет собаку, которую можно убить и съесть, накормив обессилевшую мать и больную маленькую сестренку? Егор поступает жестоко по отношению к своим близким?
- Как вы думаете, авторы фильма на чьей стороне — Егора или его брата Саньки? Объясните, почему. Если бы семья убила и съела овчарку, каких бы событий не произошло?
- Что значит «боевой пес»? Егор знал о том, что собаки воют с фашистами наравне с людьми? Что он увидел на шее овчарки?
- Что чувствовала собака, когда Егор лечил ее? Почему собак называют друзьями человека? Может быть, ты знаешь, как собаки помогали людям во время Великой Отечественной войны, других военных действий, катастроф?
- Почему собака поняла, что Егору и его семье надо помогать добыть еду, после какого эпизода фильма? Как ты думаешь, кто научил собаку помогать людям?
- Какие чувства испытали дети и их мама, когда собака принесла из леса зайца? Изменилось ли отношение Саньки к собаке и поступку Егора? Что он понял?
- После каких событий собаке дали имя? Почему дети назвали собаку «Африка»? Какую книгу читал Егор? Как вы думаете, почему он вообще читал? Про какое чувство он забывал в момент чтения?
- Был ли у Африки хозяин и когда он появляется в фильме? Кто он такой? Кто вместе с ним заходит в дом к маме и детям? Как относятся военные к семье, как ведут себя в их доме? Почему они отказываются есть суп из зайчатины, который предложила им хозяйка? Что они оставляют на столе, уходя?
- Почему мама сразу не рассказала об Африке военным?
- Расскажи о встрече Африки и капитана Евстафьева. Почему Егор горько плакал, после того как увидел их встречу.
- Понравилась ли тебе песня военных? О чем она? С каким чувством, настроением поют советские воины? Чему они радуются?
- Почему капитан Евстафьев отпустил свою Ирму к семье, что он осознал? Трудно ли ему было расставаться с боевым другом? Почему капитан идет, не оборачиваясь, когда отдает приказ Африке остаться? Какие чувства он испытывает?
- Какие чувства вы испытали при просмотре фильма?
- Как вы думаете, вернется ли капитан Евстафьев к своей Ирме-Африке?
- Напишите свой отзыв о фильме. Хотите ли вы, чтобы создатели фильма сделали его продолжение? Будете ли вы рады встретиться с героями фильма вновь?
Узнать о предстоящих онлайн-встречах киноклуба вы можете в Телеграм-канале Института воспитания «Красный конь». Ждем всех желающих.