Чаще всего, вспоминая свое детство, мы обращаемся с нашими детьми по образу и подобию общения наших родителей с нами. Особенно это относится к тому, что нам постоянно хочется сравнить нашего ребенка с детьми его возраста везде, где мы бываем. Даже в роддоме мамочки сравнивают новорожденных крох друг с другом. Достаточно часто возникают ситуации, когда эти сравнения не в пользу сына или дочери. Нам всегда кажется, что ребенок недостаточно умен, спортивен, настойчив, добр, воспитан и многое другое. Конечно, нами движет желание иметь идеального ребенка во всех проявлениях. Но давайте разберемся, почему такая сравнительная «воспитательная методика» не просто не эффективна, а крайне разрушительна как для ребенка, так и для родителя, и причем тут стили развития детей.

Стили развития дошкольников

По тактике реагирования организма на физиологические возрастные этапы развития и рывки в росте все дети реагируют принципиально по-разному. Период обучения в школе очень важный этап жизни ребенка. Кроме сложностей, связанных с необходимостью усваивать большие объемы информации, это еще и сложнейшие возрастные периоды развития, роста и перестройки организма как анатомически, так и физиологически. 

Родители должны помнить, что особенности нервной системы заложены во внутриутробном развитии и обусловлены типами нервной системы родителей и их генетической комбинации. В этом смысле наши дети — это генетическое отражение нас самих.

С рождения ребенка до школьного периода развитие его организма идет катастрофически быстрыми темпами и физиологически обусловленными скачками. 

В раннем возрасте выделяются несколько стилей развития малыша:

  • «Нападающий». Перед очередным прорывом развития ребенок начинает капризничать, рыдать, громко ныть. Для родителей такой стиль развития часто не комфортен. Если есть повод (болезнь, неудобство одежды, раздражения на коже) — решайте эти вопросы, а если видимых причин нет — радуйтесь, ведь такие капризы обычно длятся не более недели, а после них ваш ребенок перейдет на новый уровень развития.
  • «Затихающий». Перед скачком в развитии малыш как бы впадает в анабиоз. Он много спит, а потом быстро превращается в обычного карапуза с новым навыком.
  • «Заболевающий». Если ребенок имеет тонкую психику, то перед очередным рывком в развитии он может температурить, выдавать все признаки отравления или простудного заболевания. Наблюдайте за малышом. Скорее всего после такой «болезни» вы будете радоваться первым шагам вашего ребенка.
  • «Накапливающий». Этот стиль развития характеризуется скачкообразным рывковым развитием. Родителей может тревожить возрастное отсутствие навыков малыша, но, если со здоровьем все в порядке, ждите того, что за два-три дня он начнет и ползать, и ходить, и разговаривать одновременно.

Стили развития младенцев очень разные. Так что прежде чем волноваться задумайтесь, может ваш ребенок растет.

Стили развития школьников

Ребенок постарше характеризуется другими стилями развития. Он уже совсем большой, может подискутировать с вами о природе и первой любви к Маринке в детском саду, или о том, что же написать в письме Деду Морозу.

Когда приходит время идти в школу мы ищем для своего малыша самые лучшие учебные заведения. Мы готовы возить его на другой конец города к лучшим педагогам, но не всегда усилия и наши ожидания совпадают с реальной картиной развития нашего ребенка. Необходимо знать о стиле развития вашего маленького школьника и не обвинять его и себя в том, что ваша картинка будущего не всегда совпадает с действительностью.

Познакомимся со стилями развития ребенка школьного возраста. 

Бегун

Такие дети очень быстро обучаются практически всему. Встал на ролики и поехал, коньки — не вопрос, в бассейн — надувной круг отброшен на втором занятии. Кажется, что таким детям вообще нет необходимости объяснять, как пользоваться гаджетом, они все умеют уже с рождения. Учеба, шахматы, программирование…. Все предметы им даются легко, они уверены в себе и своих способностях и с удовольствием берутся за любое новое дело. Ребенок прекрасно справляется со всем сам и даже иногда учит родителя как правильно сохранить равновесие при спуске с горы на лыжах. Думаете, что такие дети идеальны? Все не так просто.

Для того, чтобы ребенок-бегун смог реализовать себя и не разочароваться, рядом всегда должен быть очень активный взрослый. Активность нужна, чтобы каждый день открывать малышу все новые и новые горизонты. В противном случае он быстро потеряет интерес. Родитель должен четко осознавать, что несмотря на свой темперамент, нужно так выстроить модель жизни в семье, чтобы рядом с ребенком постоянно были организованы разные активности. Если нет возможности активной реализации по траектории, выстроенной значимым взрослым рядом, скука в подростковом возрасте однозначно выплеснется в потребности риска через увлечения очень опасными для жизни развлечениями. Зацеперы, стритрейсеры, руферы — все это дети-прыгуны. 

Пешеход

Ваш ребенок не обладает исключительными талантами и способностями, изучение школьного материала необходимо организовать очень обстоятельно, а малыш очень медлителен и не имеет никакого желания бежать вперед, ваш ребенок — пешеход. Такой ребенок не любит шумные игры, он очень покладистый и послушный. Любое дело он будет делать очень долго и обстоятельно, а его главный девиз: «Тише едешь, дальше будешь». 

Эти дети требуют очень пристального внимания родителей и окружающих их взрослых. Только ниточка контроля ослабла — любое дело пошло на самотек. Мамы и папы должны помнить, что только неусыпный контроль, настойчивость и терпеливость в формировании привычек ребенка, а также смирение, что ваш малыш не обладает особыми талантами — вот правильная тактика развития ребенка-пешехода. Родитель должен быть рядом и мягко направлять ребенка, не забывая хвалить его за любые, даже маленькие, победы над собой. 

Прыгун

Дети-прыгуны постоянно все забывают и теряют. С учебой в школе часто сложности, ведь педагоги жалуются на рассеянность. Такие дети требуют от родителей максимальной отдачи. Развитие происходит рывками скачкообразно, поэтому мамы и папы должны помнить, что с такими детьми необходимо постоянно заниматься, а в их развитие необходимо постоянно вкладываться, пробовать новые занятия и повышать их самооценку. Стараться нужно до тех пор, пока не найдется то самое занятие, в котором у малыша будет все получаться.

Из таких детей зачастую получаются замечательные узконаправленные специалисты. Возможно именно ваш ребенок получит Нобелевскую премию за открытие разнокалиберного воздействия разнонаправленного звука на слуховой аппарат летучих мышей.

В завершение хочется отметить, что чистые стили развития ребенка встречаются не так часто. В нем может сочетаться несколько стилей: в школе он — пешеход, а в спортивной секции — прыгун. Достаточно проанализировать поведение и реакцию своих детей и сформировать подходящую для него модель развития.

 

275 просмотров