Подборка игр и упражнений для развития навыка общения у детей

Примеры словесных игр для дошкольников

«Летает – не летает»

Ведущий предлагает детям две команды: «летает» и «не летает». В первом случае участники быстро перечисляют «летающие» слова. Например, «ворона», «самолет», «бабочка», «комар», «муха», «ракета», «голубь». А когда прозвучит команда «не летает», дети должны быстро сообразить и назвать предметы, которые летать не умеют.

«Съедобное – несъедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«Живое – неживое»

Перед началом игры ведущий объясняет ребёнку, что все живые предметы отвечают на вопрос «Кто?», а неживые – на «Что?». Далее приводит несколько примеров. Затем игра начинается:

– Что растет? Кто растет?

– Кто летает? Что летает?

– Кто плавает? Что плавает?

– Кто самый большой? Что самое большое?

«Четвертый лишний»

Ведущий называет детям по 4 слова, предупреждая, что одно из них не подходит. Участники должны выбрать «лишнее». После каждого ответа попросите ребёнка объяснить, почему слово не подходит. Так он научится формулировать мысли и соблюдать логику в высказываниях. Примеры словесных цепочек:

– Матрешка, неваляшка, чашка, кукла;

– Стол, диван, цветок, стул;

– Ромашка, заяц, одуванчик, василек;

– Лошадь, автобус, трамвай, троллейбус;

– Волк, ворона, собака, лиса;

– Воробей, ворона, голубь, цыпленок;

– Яблоко, елка, морковь, огурец.

Примеры словесных игр для школьников

«Сходство и различие»

Ведущий предлагает ребенку указать на сходство и различие следующих пар слов:

– Книга – тетрадь / День – ночь;

– Лошадь – корова / Дерево – куст;

– Телефон – радио / Помидор – огурец;

– Самолет – ракета / Стол – стул.

«Найди противоположный объект»

Ведущий называет предмет, а ребёнок должен подобрать как можно больше противоположных слов по разным признакам (размеру, форме, состоянию) или функциям («съедобное – несъедобное», «полезное – вредное»). Например, соль – сахар (по вкусу).

«Поиск аналогии»

Ведущий предлагает любое слово (например, портфель). А детям нужно придумать как можно больше похожих предметов, сходных с ним по разным признакам и функциям (сумка, мешок, рюкзак).

«Назови одним словом»

Ребенок называет группу предметов одним словом. Например, березу, сосну, дуб – «деревьями». Примеры:

– Деление, умножение, сложение, вычитание — это… (математические действия);

– Карп, треска, щука, форель — это… (рыбы);

– Нож, вилка, ложка, половник — это… (столовые приборы);

– Нарцисс, роза, ирис, тюльпан — это… (садовые цветы).

Любой родитель сможет смело включить словесные игры в жизнь ребенка. Важно только желание проводить время вместе и узнавать новое. Такие упражнения относятся к спокойному типу игр, поэтому родители могут не переживать за неугомонную детскую активность. Главное – играть с удовольствием!

375 просмотров