Словесные игры – отличная возможность совместить приятное с полезным: провести время с ребёнком и развить детскую речь. Играть в слова просто: реквизит не понадобится, а значит, загадками и вопросами можно отвлечь ребёнка в любой момент, например, по дороге в школу или детский сад, в очереди или транспорте. Такие игры развивают фантазию и воображение, а также расширяют словарный запас. Речь ребенка становится богаче, ему легче высказывать мысли и понимать других.
Анна Бояринцева, научный сотрудник Института воспитания, кандидат педагогических наук и психолог поделилась подборкой словесных игр, которые помогут развить навыки общения.
Примеры словесных игр для дошкольников
«Летает – не летает»
Ведущий предлагает детям две команды: «летает» и «не летает». В первом случае участники быстро перечисляют «летающие» слова. Например, «ворона», «самолет», «бабочка», «комар», «муха», «ракета», «голубь». А когда прозвучит команда «не летает», дети должны быстро сообразить и назвать предметы, которые летать не умеют.
«Съедобное – несъедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей.
«Живое – неживое»
Перед началом игры ведущий объясняет ребёнку, что все живые предметы отвечают на вопрос «Кто?», а неживые – на «Что?». Далее приводит несколько примеров. Затем игра начинается:
– Что растет? Кто растет?
– Кто летает? Что летает?
– Кто плавает? Что плавает?
– Кто самый большой? Что самое большое?
«Четвертый лишний»
Ведущий называет детям по 4 слова, предупреждая, что одно из них не подходит. Участники должны выбрать «лишнее». После каждого ответа попросите ребёнка объяснить, почему слово не подходит. Так он научится формулировать мысли и соблюдать логику в высказываниях. Примеры словесных цепочек:
– Матрешка, неваляшка, чашка, кукла;
– Стол, диван, цветок, стул;
– Ромашка, заяц, одуванчик, василек;
– Лошадь, автобус, трамвай, троллейбус;
– Волк, ворона, собака, лиса;
– Воробей, ворона, голубь, цыпленок;
– Яблоко, елка, морковь, огурец.
Примеры словесных игр для школьников
«Сходство и различие»
Ведущий предлагает ребенку указать на сходство и различие следующих пар слов:
– Книга – тетрадь / День – ночь;
– Лошадь – корова / Дерево – куст;
– Телефон – радио / Помидор – огурец;
– Самолет – ракета / Стол – стул.
«Найди противоположный объект»
Ведущий называет предмет, а ребёнок должен подобрать как можно больше противоположных слов по разным признакам (размеру, форме, состоянию) или функциям («съедобное – несъедобное», «полезное – вредное»). Например, соль – сахар (по вкусу).
«Поиск аналогии»
Ведущий предлагает любое слово (например, портфель). А детям нужно придумать как можно больше похожих предметов, сходных с ним по разным признакам и функциям (сумка, мешок, рюкзак).
«Назови одним словом»
Ребенок называет группу предметов одним словом. Например, березу, сосну, дуб – «деревьями». Примеры:
– Деление, умножение, сложение, вычитание — это… (математические действия);
– Карп, треска, щука, форель — это… (рыбы);
– Нож, вилка, ложка, половник — это… (столовые приборы);
– Нарцисс, роза, ирис, тюльпан — это… (садовые цветы).
Любой родитель сможет смело включить словесные игры в жизнь ребенка. Важно только желание проводить время вместе и узнавать новое. Такие упражнения относятся к спокойному типу игр, поэтому родители могут не переживать за неугомонную детскую активность. Главное – играть с удовольствием!