С 2020 года действует программа «Земский учитель», по которой педагоги переезжают работать в малые города и села страны.
Яна Ульман, автор материала, сама является земским учителем и классным руководителем. Переехала в село Порог Иркутской области два года назад и преподает ребятам английский язык и музыку. Яна побеседовала с участниками программы и собрала все истории учителей в одном материале специально для сообщества Форума классных руководителей и Института воспитания.
Мотивы земских учителей
Земский учитель… Этот благородный педагогический статус получил в наше время второе рождение благодаря Федеральной государственной программе, которая начала действовать с 2020 года. Всем хорошо известно, что в рамках этой программы можно получить компенсационную выплату. Но только ли за деньгами едут учителя в отдаленные села и небольшие города? Как им живется и работается на новом месте?
Благодаря сообществу Форума классных руководителей я попыталась найти ответы на эти вопросы, побеседовав с девятью коллегами из разных регионов России. К слову сказать, я и сама являюсь земским учителем, который в 2020 году отважился на переезд из города с численностью 220 тысяч человек в небольшое сибирское село.
Безусловно, факт денежной выплаты играет большую роль, но это не единственный мотив.
— Я была в декретном отпуске, когда мы с супругом приняли решение участвовать в данной программе. Ранее мы проживали в городе и подумали, что единовременная выплата и свежий деревенский воздух — это замечательное сочетание, — рассказывает учитель начальных классов из Кемеровской области Алена Миляева.
Учитель английского языка Мария Кудрина всегда мечтала жить рядом с морем, поэтому она выбрала Приморский край. А Юлия Андреева не побоялась преодолеть 6,5 тысяч километров ради того, чтобы быть ближе к дочери, которая поступила в хабаровский ВУЗ. Есть и те, кто как Наталья Ананьева или Алексей Боккин решили вернуться в родные места ближе к своим родителям.
— Отсутствие городской суеты, сосновый бор и березовая роща под окнами моей новой квартиры – главный плюс от переезда, — считает Ольга Ромашева, преподаватель английского языка в Челябинском поселке Рощино.
Замечательно, что земские учителя переезжают семьями: с детьми и мужьями. Из девяти моих собеседников только двое приехали в одиночку.
Условия проживания
Что касается жилья, то, кто-то вложил свой миллион в ипотеку, чтобы купить дом или квартиру рядом с работой, кому-то аренду квартиры оплачивает Управление образования.
Юлии Нечаенко из города Завитинск Амурской области на время работы выделили служебное жилье.
— Я приехала в абсолютно пустую однокомнатную квартир. Из мебели у меня был только надувной матрас, но администрация города выделила мне 58 тысяч рублей, на которые я купила все самое необходимое, — вспоминает Юлия.
Однако большая часть земских учителей получила жилье в собственность в рамках муниципальных программ.
— Я очень благодарна директору моей школы Надежде Николаевне Герасимчук, которая посодействовала всеми возможными способами и нам с сыном выделили двухкомнатную, благоустроенную, прекрасную квартиру. Мой опыт переезда, один из самых положительных, и я готова с радостью им делиться, — делится Оксана Топчая из Костомукши.
Кстати, мне тоже выделили дом, который по окончании контракта станет моим. Но в моем случае не все так радужно. Жилье довольно старое и требует регулярных финансовых вложений: заменить кровлю, кое-где сменить окна, обновить забор, заменить электропроводку. А еще я долго привыкала к отсутствию бытовых удобств: туалет на улице, баня, которую надо топить три раза в неделю. Но в остальном все прекрасно – дом просторный, теплый, есть огород, соседи дружелюбные и отзывчивые.
В вопрос зарплаты мы с коллегами углубляться не стали, но скажу по секрету: те, кто уехал в регионы с районными надбавками или в сельскую местность, в деньгах не потеряли, а даже наоборот – приобрели.
— При такой же нагрузке, как и в Амурской области, тут я получаю больше, — рассказывает Мария Кудрина, переехавшая в Приморский край.
Возможность карьерного роста
Если вы стремитесь построить карьеру в сфере образования, то программа «Земский учитель» поможет и в этом. Для примера, Наталье Ананьевой (как и мне) предложили должность заместителя директора по воспитательной работе. А Оксана Топчая прошла отбор на должность советника директора по воспитанию.
— За год моего земствования, я, наверное, сделала намного больше, чем за десять лет работы на старом месте. В Костомукше очень заинтересованы в хороших кадрах, поэтому не жалеют средств на обучение учителей и на их участие в различных конкурсах, — говорит Оксана.
Лично я знаю, что в моем Нижнеудинском районе земскому учителю предложили должность директора школы.
Тем не менее, не все так гладко. По мнению коллег у работы в малых городах и на селе есть и свои недостатки. Например, нередко оснащение сельских школ в худшую сторону отличается от городских, существует проблема регулярного транспортного сообщения с районным центром, в некоторых населенных пунктах отсутствует мобильная связь, ощущается нехватка культурно-досуговых мест отдыха. Кое-кто из учителей столкнулся с настороженным принятием коллектива и отстраненностью администрации. Но несмотря ни на что, педагоги не унывают.
— Школа, в которой я сейчас работаю, чуть меньше, чем та, в которой я работала до переезда. Она хуже оборудована. Но коллектив замечательный весь, очень легко нашла общий язык с коллегами, и с детьми, — рассуждает Наталья Ананьева, учитель русского языка и литературы.
Плюсы и минусы работы в селах
Можно обсуждать много плюсов и минусов программы «Земский учитель», но главное то, что приехавшие педагоги с радостью и энтузиазмом делятся своим опытом и знаниями с детьми, и часто не только в области своего предмета.
Так, Марина Курилова из Забайкалья, помимо уроков русского языка и литературы ведет кружок скрапбукинга.
— Я люблю приходить в школу. Я вижу горящие сердца коллег и открытый взгляд учеников. Результаты могут сказать многое — это и победы детей на краевых олимпиадах, и поездки в «Сириус», и отбор учащихся в Лицеи для одаренных детей. А в этом году ученица из моего класса стала победителем проекта «Здоровое питание школьников» и была награждена путевкой в «Артек», — говорит Марина.
Отдельного внимания заслуживает тема классного руководства. Большинство педагогов, за исключением учителей начальной школы, приняли руководство над пятыми классами, а кто-то сразу над двумя. Конечно, в сельских школах детей в классах не так много, например, у меня всего три ученика, благодаря чему наше общение больше похоже на семейное: теплое и доверительное. В городских школах количество учеников варьируется от восемнадцати до двадцати девяти. Многие коллеги, на мой вопрос, останутся ли они в школе после окончания контракта, говорили так: «Надо доучить ребят до 11 класса, а там будет видно».
Очень ярко о своем опыте классного руководства рассказал Алексей Боккин.
— С моим классом у меня полный контакт, дети невероятно работоспособны, мы очень много успеваем с ними сделать. Наш класс в этом году стал лучшим в своей параллели по показателям успеваемости. Меня радует, что мне удалось достичь полного взаимопонимания с родителями, потому что мы все время на связи. Я стараюсь держать родителей в курсе всех ситуаций, объясняю требования к их ребенку со стороны других учителей и даже если между нами возникает недопонимание, рано или поздно мы приходим к единому мнению, — делится Алексей.
Так кто же они – Земские учителя? Отважные герои или отчаянные романтики? А, может, просто люди, для которых профессия и призвание важнее географического расположения школы? Пока работала над этой статьей, я поняла: все мои собеседники – это люди со светлыми мыслями и горячими сердцами.