Первые шаги малыша в детском саду, как правило, не простые, а начало посещения садика – сильный эмоциональный стресс для ребенка, ведь это не только новые условия жизни и деятельности, режима питания, но и новые контакты, смена привычного окружения, новые взаимоотношения и обязанности.
Иногда случается так, что некоторые мальчики и девочки боятся других ребятишек, избегают контакта со сверстниками, предпочитают проводить время в одиночестве. В этой ситуации нет ничего страшного, если вовремя обратить на нее внимание. Рассказываем о том, как воспитатель может помочь малышу адаптироваться детском саду.
Степени адаптированности
Период адаптации к детскому саду часто сопровождается у детей нарушением эмоционального состояния. Условно, детей можно разделить на три группы по уровню приспособляемости к новым условиям жизни:
- Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Дети из первой группы уравновешенные, легко идут на контакт со сверстниками и воспитателем, быстро увлекаются игрушками и активностями.
- Вторая группа – мальчики и девочки, которые приспосабливаются к новому медленнее и труднее. Интерес к игре и общению сменяется периодами безразличия и капризов. Они неохотно идут на контакт с детьми, настороженно относятся к воспитателю.
- Третья группа – дети, которые с трудом воспринимает новое. Как правило, они не самостоятельные, не контактные, не приспособленные к изменению среды, не доверяют воспитателю, игнорируют или боятся других детей.
Фазы адаптации
Процесс адаптации ребенка к детскому саду состоит из несколько фаз:
- Фаза «Шторм». Все системы ребенка отвечают бурной реакцией и сильным напряжением в ответ на новую среду. Нервная система испытывает большие перегрузки. Повышается тревожность, возбудимость, возможно даже повышение агрессивности по отношению к другим детям или уход в себя. Этот этап может длиться от двух дней до двух месяцев. Все зависит от особенностей ребенка.
- Фаза «Шторм утихает». Это период неустойчивого приспособления, когда организм ребенка ищет оптимальный способ реагирования на внешние воздействия. Малыш становится более вовлеченным в процессы внутри группы, хотя и продолжает присматриваться к новому окружению. Он охотнее участвует в совместной деятельности и становится более уравновешенным. Длительность этого этапа: от одной недели до двух-трех месяцев.
- Фаза «Штиль». Период относительно устойчивого приспособления. Организм ребенка находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режима, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, принимать участие в занятиях. Этот период длится от двух недель до полугода.
Что делать воспитателю?
Воспитатель играет важную роль в процессе адаптации ребенка. Качество его взаимодействия с ребенком влияет на то, как в целом пойдет весь процесс, как быстро он закончится. Следующие рекомендации подскажут, как действовать педагогу, если у него в группе появился новый малыш.
Соберите информацию. Постарайтесь подробно узнать у родителей об особенностях поведения и реакций ребенка, как он себя ведет в той или иной ситуации, что при этом делают родители, как они успокаивают его в случае капризов, на что стоит обратить внимание. Важно узнать, имеет ли ребенок опыт общения с другими детьми, какой характер этого общения, что больше всего влияет на поведение ребенка, например, стиль общения, режим, обстановка.
Будьте дружелюбны. Очень важно создать доверительную обстановку для малыша. Всегда разговаривайте мягким, доброжелательным голосом, используйте ласковые слова, а также слова одобрения и поддержки.
Не давите. Не настаивайте на соблюдении жесткой дисциплины с первых дней. Если ребенок сторонится других детей, дайте ему время привыкнуть. Постепенно вовлекайте его в дружеское взаимодействие.
Хвалите. Помогите ребенку сформировать положительный образ себя в своих глазах и глазах других детей, а также хвалите его за поступки, например, за хорошо сложенные игрушки. Важное уточнение: количество похвалы должно быть соразмерно и распространяться на всех детей, чтобы не формировалось искаженное восприятие.
Вовлекайте в коллектив. Организуйте групповые встречи. Например, после завтрака все дети собираются вместе для общего приветствия и обсуждения планов на день. Продолжительность мероприятия должна быть не более 10 минут. Это время можно использовать для создания доброжелательной обстановки. Если ребенок сторонится других детей, выглядит одиноко или тревожно, чаще приглашайте его к совместной деятельности, но при этом уважайте его желание побыть в одиночестве.
Играйте. В зависимости от возраста детей и степени речевого развития вы можете использовать различные игры на сближение и коммуникацию. Например, игры с мячом, когда один малыш кидает другому мяч и говорит одно хорошее качество другого ребенка. Задача воспитателя – помогать и направлять ход игры.
При взаимодействии с чувствительным или неконтактным ребенком от воспитателя потребуется максимальное проявление чуткости, дипломатичности и доброжелательности. Знание этапов адаптации позволит своевременно и с пониманием относиться к проявлениям излишней эмоциональности малыша. Постепенно ребенок будет преодолевать свой страх и стеснение, и спустя время начнет вести себя более открыто и дружелюбно.
Ранее мы писали о том, как помочь ребенку вернуться в детский сад после каникул с минимальными потерями для его и родительской нервной системы. Ознакомиться с рекомендациями можно по ссылке.