Создание школы для беспризорников 

Начало Первой Мировой войны значительно поменяло жизнь в России. Гражданская междоусобица, голодные годы, детская беспризорность. Правительство Российской империи в эти годы вынуждено было оказывать стабилизирующее влияние на политическую обстановку и жизнь населения страны. В двадцатые годы прошлого века было принято важное для детей России решение создания в бывших княжеских и купеческих усадьбах детские дома и трудовые колонии для беспризорников.

Одно из таких заведений было основано в Михайловской усадьбе под Санкт-Петербургом. 27 мальчиков и девочек от трех до 18 лет поселились в имении, которое ранее принадлежало князю Михаилу, сыну Николая I. Руководителем летней школы для группы детей-беспризорников стал Игнатий Вячеславович Ионин.

Бывший летчик, закончивший естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, согласился поработать агрономом-инструктором в летней школе-колонии, потому что педагоги отказывались от работы с трудными детьми в глухой местности.

Главный вызов заключался в тотальной нехватке продуктов питания. Ионин поставил цель приютить и накормить бездомных детей и сирот. Им была продумана и представлена своя педагогическая концепция, сформулированная следующим образом:

«школьная коммуна, строящая свою работу воспитания и обучения на основе сельскохозяйственного труда, то есть располагающая весь учебный материал не только посезонно и, применяясь к местным условиям, но главным образом в применении к сельскому хозяйству, которое организуется школою во всех отраслях».

Обучающиеся школы стали называться «колонистами» и занимались всеми вопросами вместе, сообща. При участии педагогов школьники предложили, как можно совмещать учебу и труд. Именно дети придумали и приняли на общем собрании название свой коммуны — «Красные зори».

Главная идея «Красных зорь»

Основой концепции директора Ионина был переход от теоретического обучения и воспитания к практике. Он занялся с детьми развитием науки и практики сельскохозяйственного производства растений и грибов, предложил обустроить огород на территории школы. Этот опыт вырос в организацию и основание первой всемирно известной сельскохозяйственной трудовой детской коммуны.

Еще одна новаторская идея была развита и доведена до совершенства в школе «Красные зори» — методика перехода школы на демократическую педагогику и самоуправление. Сначала она базировалась на страхе педагогов не справиться с трудными, голодными и напуганными детьми, было опасение, что дети могут объявить забастовку и сбежать из коммуны, а затем, в историю колонии были введены принципы самоуправленческой организации и самоуправления.

Эти принципы базировались на следующих положениях:

  • самоуправление в школе не заменяет органы управления;
  • цель самоуправления — содействовать силами ребят отдельным участкам работы школы;
  • для содействия должны быть организованы ячейки содействия по тому или иному виду работы;
  • органы самоуправления называются ячейками: питячейка, бибячейка, агроячейка и другие, причем ячейки выбираются общим собранием на полгода.

Школа-утопия для детей и взрослых как прародительница всесоюзного движения коммунаров стала прообразом известных на весь мир методики коллективного творческого воспитания и орлятской методики.

Разностороннее развитие учащихся 

Педагоги в школах-колониях были ответственными не только за оценки по предметам. Все они руководили трудовыми направлениями и назывались «бригадирами». Школьники в обязательном порядке распределялись по классам и разным направлениям сельского хозяйства, совершенствуя свои навыки из года в год. Начальная школа — птицеводство, среднее звено — овощеводство, животноводство, рыбоводство, старшие классы — кормодобывание и учет продуктов.

Одновременно с трудом в мастерских и на полях в практике дети осваивали теоретический материал, связанный с биологией, математикой, географией, физикой. Ребята также посещали разные кружки, например, рукоделие и фотодело, занимались сельскохозяйственными исследованиями.

Директор школы-колонии Игнатий Ионин был уверен, что у детей должен быть развит художественный кус. Обучающиеся рисовали и играли на музыкальных инструментах. Школа даже имела свой духовой оркестр и инструментальный ансамбль. Детей часто возили в Петроград для посещения театров и музеев. Все выпускники «Красных Зорь» отправлялись на отдых в Крым.

Достижения школы 

Через 10 лет существования школа-колония «Красные Зори» превратилась в известный в стране учебно-трудовой комбинат. Детский сад, дневная и вечерняя школы, детский дом на 420 детей-сирот, агропедагогический техникум, где готовили первых учителей агрономов для организации пришкольных участков, дом отдыха, 140 гектаров земли, парк, огород, конюшня, коровник, пасеки, ремесленные мастерские, библиотека в 9 000 томов и автономная электростанция — вся эта инфраструктура была гордостью Игнатия Ионина.

Социализация вкупе с ответственностью, построенной на принципах самоуправления и демократии, дала свои плоды. Практически все выпускники школы-коммуны поступали в университеты и становились агрономами, инженерами, экономистами.

О результатах работы школы «Красные зори» узнали и за рубежом. Правительство Советского Союза поручило проводить экскурсии по своему хозяйству, в том числе для иностранцев. Только в 1931 году коммунарскую школу посетило более 4 000 человек, более 250 из них иностранцы.

Школа росла, она полностью себя содержала и даже реализовывала излишки своей продукции. По путевкам в школу-колонию начали направлять городских школьников. Она расцветала и иллюстрировала идеальные мечты Страны Советов о социализме и будущем коммунизме.

Закрытие «Красных Зорь»

Казалось, педагогика Игнатия Ионина будет развиваться и дальше. Но в 1937 году директор и педагоги «Красных Зорь» были арестованы по обвинению в «троцкизме». Ионина приговорили к расстрелу, но приговор был смягчен. Его сослали в лагеря на 10 лет.

Через два года педагог-новатор, первым реализовавший ряд важных идей и принципов коллективного воспитания, умер в тюремной больнице, его имя предано забвению как имя врага народа, а его прогрессивные идеи и достижения совершенно несправедливо связаны только с именем Антона Макаренко. Великая Отечественная война внесла свои коррективы на долгие четыре года, ведь практически все старшие ученики «Красных зорь» ушли на фронт, многие погибли.

В 1990 году Игнатий Вячеславович Ионин по ходатайству его учеников за отсутствием состава преступления был полностью реабилитирован.

Юные коммунарские отряды официально появились в 1963 году легендарном лагере «Орленок».

Коммуна «Красные зори» претерпела много реорганизаций, ее закрывали, преобразовывали, модернизировали. Конечно, сегодня это уже не та школа-коммуна. Но школа-интернат «Красные Зори», реализующая адаптированные программы, функционирует в Петергофе Ленинградской области по сей день, сохраняя принципы, заложенные его первым директором. Михайловская дача, где ранее располагалась «Ионовская школа», признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Современное образование все чаще обращается к ценностям личности ученика, необходимости развития коммуникативных компетенций, умений Soft skills (надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми), взаимосвязи знаний и практических умений, опоры на ценность опыта — все это является краеугольными камнями современного образования. Именно эти идеи и были «педагогическим кредо» основателя «педагогики сотрудничества» Игнатия Ионина.

475 просмотров