Классный руководитель играет важную роль в жизни любого школьника. От него зависит комфорт детей в школе, мотивация к учебе или равнодушие к получению новых знаний. Бытует даже мнение, что у классных руководителей, которые не только формально занимаются обучением, но и морально вкладываются в воспитание подрастающего поколения, не бывает времени на свою семью. Но это не так.
Алеся Риттер, педагог–психолог, учитель математики из Новосибирской области и мама троих детей рассказала Форуму классных руководителей о своей семье, о ценностях, которые они с мужем прививают детям, а также о том, почему она решила стать педагогом.
Почему вы выбрали для себя профессию учителя?
Моя мама и тетя работали учителями истории, поэтому с раннего детства я ходила с мамой в школу. Ее ученики, играя со мной в школу, научили меня читать и писать, когда мне было всего четыре года. Для меня это было таким волшебством – самой читать книги, что я, еще, будучи малышкой, решила, что когда вырасту, буду учить других детей. Мое становление как педагога выпало на тяжелые 90-е годы. У мамы, к сожалению, не было средств отправить меня в город на обучение. Но к мечте ведь надо идти. И я пошла!
У меня был аттестат с отличием, а школе не хватало учителей. Так меня сразу взяли на работу. Получить образование уже позже мне помог мой муж. Первое высшее по специальности учитель начальных классов и школьный психолог я получила, когда у нас уже было две дочки. А когда у нас родился сын, я решила поступить на учителя математики. И опять муж меня поддержал. «Если хочешь учиться и развиваться – учись, иди вперед», – сказал он мне. Мое образование – это наше общее образование, моя семья училась вместе со мной и поддерживала меня во всем.
Какие главные ценности в вашей семье?
Нашей семье 6 июля исполнилось 19 лет. Семейные ценности у нас, наверное, такие же, как в большинстве семей: уважение друг к другу, любовь и доверительные отношения, доброта и честность, благодарность даже за любую мелочь, умение просить прощения, как детям у нас, так и нам у детей, поддержка друг друга в любых обстоятельствах, забота и взаимопомощь, общие семейные цели, уважение к чужому труду.
Говорят, семья – ячейка общества. А для меня семья – это живой организм. Чем дольше отношения продолжаются, тем требуют большего внимания. Я бы не сказала, что семья – оплот вечного счастья, но и в то же время – это не поле для работы. Если мы будем в семье постоянно работать над собой или над другими членами семьи, то мы быстро устанем от этих отношений, и счастья мы не найдем. Это должно быть желанием обоих партнеров – жить так, чтоб остальные члены семьи были счастливы.
Были ли в вашей семье трудные периоды? Как справлялись?
Кризисы в семье – это абсолютно нормально. Главное, как я считаю, остановиться и увидеть проблему, обсудить ее, сделать выводы и идти дальше, перейдя на новый уровень отношений.
Споры, недопонимания, несогласия, конечно, есть, но мы стараемся все вопросы обсудить и решить сразу. Разговаривать и договариваться меня тоже научил муж. Я раньше могла очень долго обижаться, но он всегда выводил меня на разговор.
Чему это учит детей? Умению слушать и слышать друг друга, умению говорить о своих проблемах, а не замалчивать, доверять друг другу и быть открытыми.
Есть ли у вас какие-то семейные традиции?
У нас в семье есть традиция вечернего чаепития всей семьей. Сидя за круглым столом, мы обсуждаем прожитый день, делимся приятными событиями и не очень.
Какое главное педагогическое правило вы для себя вывели?
Антон Макаренко сказал: «Дети полностью копируют модель поведения родителей в семье. Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом». И я полностью с ним согласна. Классный коллектив – это тоже школьная семья. Иногда ребята в школе проводят больше времени, чем дома, поэтому практически все семейные ценности я стараюсь привить и своим ученикам.