Образ и репутацию педагога крайне важно поддерживать в информационном пространстве. Учитель в передачах, книгах и фильмах должен быть примером и вдохновением, прообразом героя нашего времени, что и олицетворяет эта профессия.
В нашей подборке три книги об учителях, а также три фильма о профессии педагога, которые прошли психолого-педагогическую экспертизу Института Воспитания. Специалисты проверяют контент на соответствие нормам и наличие в них воспитательной и познавательной составляющих, а также оценивают визуальную часть контента: насколько она подходит для детей с учетом физиологических особенностей восприятия, характерных для соответствующего возраста.
Короткометражный фильм «Урок экологии»
Сюжет повествует о быте школы в небольшом городке, куда приехал Иван Борисович – молодой подменный учитель биологии. Он не просто преподает детям биологию в рамках школьной программы, но и пытается привить всем окружающим правильные экологические привычки, пытается приучить и учеников, и их учителей к бережному отношению к природе: сортировать мусор, не пить из пластиковых стаканчиков, чем очень сильно раздражает других. В это время городские власти разворачивают строительство будущего торгового центра в примыкающем к школе парке, где проводились открытые уроки биологии.
Фильм учит, что прежде всего изменения нужно начинать с себя, подавая пример окружающим, воспитывает бережное отношение к природе и уважение к труду учителя.
Художественный фильм «Надо мною солнце не садится»
«Надо мною солнце не садится» – картина, которая соединяет два мира: мир молодого героя Алтана и мир наполненного мудростью и силой старика Байбала. Байбал обращается к Алтану с пугающей просьбой: в случае своей кончины он просит захоронить его рядом с любимой женой. Незаметно соседи начинают дружить, и дружба эта приносит каждому из них дни, полные смеха и радости, исполнение мечтаний и обретение мира на сердце.
Картина учит тому, что нужно ценить каждое мгновение жизни, уметь прощать, слушать свое сердце, не бояться говорить близким важные слова, и напоминает каждому, что человек жив, пока о нем помнят, а все, что мы заберем с собой, покидая этот мир, – это «крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь».
Художественный фильм «Нормальный только я»
История начинается в детском лагере «Красный сокол», куда на смену заезжают дети с ограниченными возможностями здоровья. Но у директора лагеря и местного мэра уже давно другие планы на этот лагерь, поэтому новая смена им ни к чему. Чтобы побыстрее избавиться от группы детей, в лагерь привозят подростков из неблагополучных семей. Зрители становятся свидетелями столкновения двух детских миров: с одной стороны – дети-инвалиды, любимые и оберегаемые родителями и педагогами, с другой стороны – здоровые, но никому не нужные дети.
В фильме сталкиваются два абсолютно разных детских мира, которые самым удивительным образом находят общий язык, обретают дружбу и поддержку. Огромную роль в этом играют их наставники и любящие вожатые. Картина учит уважать своих воспитателей, беречь дружбу, сохранять легкость духа и юмор даже в трудных ситуациях.
Книга «Школьный год Марины Петровой», Эсфирь Эмден
Все мы первого сентября идем в школу! Родители, дети, учителя — для всех в этот день начинается учебный год. Начался он и для пятиклассницы Марины из повести Эсфирь Эмден. Марина не просто школьница, она учится в музыкальной школе имени Гнесиных в послевоенной Москве. Но несмотря на тяжелое время, девочка и ее одноклассники не перестают быть детьми. Они ссорятся, мирятся, печалятся и отмечают праздники, прогуливают, преодолевают трудности и достигают новых высот — живут полной и насыщенной жизнью подростков.
Особую роль в жизни детей играет их педагог по классу скрипки Алексей Степанович, который не только учит, но и помогает детям решать их важные и такие сложные в подростковом возрасте проблемы отношений со взрослыми и друзьями. Прошедший войну, но еще молодой педагог, умудренный опытом нелегких последних лет, он любит своих больших и маленьких учеников, заботится о них, учит бороться с трудностями, которые сам же иногда и создает. В книге говорится и о сложности профессии учителя. Не как о каторге, в которую и впрягаться не хочется, а как о благородном, честном и ежедневном труде. Педагог не только учит, но и воспитывает, создает нечто большее, чем план урока или человека со знаниями. Он растит личность.
Это доброе, светлое произведение о послевоенном детстве, которое не оставит равнодушными ни детей, ни учителей, ни родителей. Книга очень советская, со всеми полагающимися атрибутами: праздником 7 Ноября, поездкой юных скрипачей на производство, шефством над малышами. Произведение позволит взрослым поностальгировать о детстве в СССР, а детям расскажет и напомнит, что их бабушки и дедушки тоже были детьми и что дети — всегда дети!
Сборник «Письма военных лет. Переписка школьных учителей и их учеников»
Это необычная книга, у которой нет автора, но в то же время авторов у нее — миллионы. Миллионы детей и взрослых, живших в нашей стране, когда началась Великая Отечественная война. Их слова звучат со страниц этой книги, посвященной 75-летию Великой Победы. Проделав огромную работу, энтузиасты-любители, профессиональные историки и работники архивов создали этот необыкновенный по важности и эмоциональному накалу документ.
В издании собраны письма учителей с фронта, из тыла, партизанских отрядов и застенков гестапо. Письма учеников и родных учителям на фронт со всех концов Советского Союза. Живые слова свидетелей той эпохи, когда вся страна была едина в своем порыве, воле к победе и решимости отстоять Родину. Здесь есть фотографии самих писем из архивов и статьи, помогающие понять построение книги и ценность подобранных материалов.
Сборник нельзя просто «пробежать» мимоходом. Он требует настроения и вдумчивого чтения. Но его можно читать вместе со своими детьми, учениками, родителями — обсуждать, спрашивать и отвечать на вопросы друг друга. И тогда он станет поистине книгой для семейного чтения.
Рассказ «Уроки французского», Валентин Распутин
Автобиографический рассказ о мальчике и учителе. Мальчике упорном, гордом и честном, который ради образования уехал за 50 километров от дома и семьи. Чувство одиночества и постоянный голод сопровождают его все время, и единственным человеком, пытавшимся ему помочь, стала молодая учительница французского языка. По иронии судьбы именно этот предмет не дается деревенскому мальчишке, и педагог находит повод заниматься с ним индивидуально, стараясь лучше узнать и накормить одинокого ребенка. Но чувство гордости мальчика не позволяет ему есть у учителя дома. И тогда педагог идет на разные хитрости, пытаясь помочь ребенку. В итоге учитель жертвует работой ради помощи маленькому человеку и остается в памяти ученика навсегда. Спустя 30 лет после описанных событий появится этот рассказ.
Сейчас этот рассказ включен в школьную программу, его читают дети в седьмом классе, но и взрослый человек, учитель и родитель, не просто прочтет его с интересом, но и многое почерпнет для себя. Возможно, этот рассказ заставит задуматься, что и в 11 лет ребенок — личность, ценная своими убеждениями и взглядами, и что учитель прежде всего человек.