Осенью не только школьники, но и их родители часто вынуждены менять размеренный режим дня, к которому привыкли за лето, на более загруженный. У ребёнка – занятия в школе, домашние задания, кружки, секции, музыкальная или художественная школа, а взрослым надо доставить сына или дочь к месту получения знаний, помочь со сложными заданиями, поддержать… Когда дел много, а времени мало – это становится источником стресса, на который мы реагируем усталостью.

Специалисты Института изучения детства, семьи и воспитания РАО подготовили подборку действенных способов победить стресс и усталость в начале учебного года.

Как проявляет себя стресс?

Физическая слабость, головная боль, частые простуды и многое другое – всё это сигналы о том, что мы исчерпали свои ресурсы. А мы так заняты, что пропускаем сигналы от организма о его истощении. Как следствие, легче возникают отрицательные эмоции: раздражение, гнев, подавленность. Уставшие родители повышают голос на детей, которые тоже устали и поэтому отвечают так же раздраженно, родители сердятся, отвечают на тон выше, дети повышают голос в ответ. Гнев нарастает, появляется ярость…

Как же в этом случае быть? Перестать посещать кружок, секцию, забросить инструмент, краски? Но стоит подумать о горящих глазах сына или дочери после любимых занятий, и становится понятно, что это – не выход.

Совет 1: Оцените стрессовую ситуацию

Подумайте, какая именно ситуация, связанная с обучением ребёнка, вызывает у вас отрицательные эмоции.

  • Это могут быть: определённый день, учебный предмет, повторяющиеся действия, качество или качества ребёнка, которые проявляются постоянно в связи с обучением (невнимательный, «торопливый», «забывчивый» и др.).
  • Если у вас таких ситуаций несколько, постарайтесь всё-таки выбрать сначала самую неприятную, затем чуть менее неприятную и т. д.
  • Запишите их и пронумеруйте: 1 – самая неприятная, 2 – менее неприятная и далее.
  • Экономьте свою энергию, сосредоточившись на самой большой проблеме, а не «распыляйтесь», пытаясь решить все проблемы сразу.

Вспомните, вызывала ли эта ситуация такие же эмоции месяц, два месяца, полгода, год назад?

  • Если ваш ответ «да», подумайте, что вы сделали, чтобы справиться с ней.
  • Если ваш ответ «нет», подумайте, что изменилось за это время? Что-то произошло с вами? Вы вышли на работу? Вы стали более загружены на работе? Ребёнок теряет интерес к учёбе? Изменилось расписание? Пришёл новый педагог? Даже позитивные изменения – большой стресс для организма.
  • Возможно, произошло несколько изменений сразу: с вами, с ребёнком, с семьёй, со школой. Отнесите каждое из изменений к одной из трёх категорий по степени влияния на ваше состояние: «сильно повлияло», «никак не повлияло», «повлияло незначительно».
  • Подумайте, как вам отдохнуть? Как лучше распределить силы? Ведь образование и воспитание ребёнка – это не спринтерская, а марафонская дистанция.

Оцените свои возможности повлиять на ситуацию.

Будьте честны с собой, не переоценивайте свои возможности что-то изменить. Например, решения «договориться на работе» или «попросить педагога изменить время индивидуальных занятий» зависят не только от вас, но и от начальства или педагога.

Иногда есть возможность поменять не ситуацию в целом, а только некоторые из её аспектов:

  • Затраченное время (например, собираться на занятия заранее, если ребёнок медленно одевается);
  • Организация процесса (стабильность, постоянное повторение одних и тех же действий помогает детям выполнять их, не уставая. Поэтому после пропуска занятий дети с таким трудом снова «втягиваются»).

Согласно психологическим исследованиям, один из мощных источников стресса – ощущение человека, что он не может ни на что повлиять. Понимание, что вы можете хоть что-то изменить в ситуации, которая раздражает или угнетает вас, придаст вам немного бодрости и позитива.

Совет 2: Ищите ресурсы

Подумайте о своих целях.

  • Ответьте себе на вопрос: «Почему так важно, чтобы?..» (ребёнок учился только на «пятёрки», посещал музыкальную школу и т. д.)
  • Убедитесь, что ваше решение, чтобы ребёнок посещал кружок или секцию, не было сиюминутным капризом, что это – осознанный выбор (психологи считают, что усталость и стресс возникают чаще всего в бессмысленной для человека деятельности).
  • Что важно для вас? Для вашей семьи? Для вашего ребенка? Эти цели могут совпадать, могут быть разными. Позвольте себе остановиться и поразмышлять над этим какое-то время.
  • Если вы чувствуете, что цели поменялись, стоит изменить и дела (снизить нагрузку ребёнка или усилить её). Если цели остались прежними, почаще напоминайте себе о них, это мотивирует!

Подумайте о положительных примерах.

  • Вспомните о людях, чья жизненная ситуация похожа на вашу, но которые, по вашему мнению, успешно справляются со стрессом. Что помогает им оставаться уравновешенными, всё успевать? Их личные качества? Собранность, организованность? Уверенность, что и они, и их дети справятся с трудностями?
  • Какие ваши сильные стороны помогут вам справится с ситуацией, которая вызывает у Вас стресс? Быть родителем в современном мире очень непросто, но вы хорошо справлялись с другими сложностями в вашей жизни. Что вам помогало? Может ли это качество (чувство юмора, настойчивость, мягкость, гибкость…) помочь вам повлиять на сложную ситуацию так, чтобы она перестала вызывать стресс?

Подумайте, не слишком ли большое значение вы придаёте ситуации, которая вызывает у вас стресс и отрицательные чувства?

  • Усталость к концу учебного года чувствуют многие родители. И многие дети. И многие учителя.
  • Вспомните, есть ли что-то, что связано с образованием ребёнка и что доставляет вам радость. Когда ребёнок выходит с сияющими глазами, весь перепачканный с картиной или глиняной скульптурой в руках? «Взахлёб» рассказывает, что сегодня похвалили на физкультуре? Приятные воспоминания «тонизируют» нас, поднимают настроение.
  • Часто бывает, что наша усталость проходит, когда мы переключаемся на какое-нибудь приятное нам дело. У вас есть хобби? Вы любите ходить в кино или театр? Даже неспешная прогулка по парку может вернуть утраченное равновесие.

Совет 3: Принимайте решения и придерживайтесь их

Очень важно следовать своему решению.

  • Одного решения что-то изменить бывает недостаточно. Чтобы это «сработало», очень важно, чтобы ваше решение осуществлялось.
  • Наверное, не все решения потребуют только одного вашего действия (например, уменьшить число других дополнительных занятий ребёнка – это одно, а перестать «зацикливаться» на ситуации – совсем другое). Будьте готовы к тому, что вам не сразу удастся добиться успеха, но, продолжая раз за разом вносить изменения в ситуацию, вы заметите улучшения.
  • Возможно, вы заметите эти улучшения гораздо раньше – в своём самочувствии, в ощущении большей уверенности, в расслабленности. Вместо повышения тона вдруг пошутите и с радостью заметите, как ребёнок засмеётся в ответ.

Выберите только одно наиболее подходящее решение.

  • Никогда не пытайтесь изменить сразу всё.
  • Помните, что любое изменение в привычном укладе жизни и в отношениях в семье – это стресс для ребёнка, для вас и для семьи, а именно сейчас вы твёрдо настроены снизить стресс, уменьшить эмоциональное напряжение.

Дайте себе время.

У любого психологического процесса есть как бы «инерция», напоминающая движение игрушечной машинки уже после того, как ребёнок перестал её толкать. И вам, и вашей семье нужно время, чтобы что-то изменилось в отношении к подготовке домашних заданий, к дополнительным занятиям.

Следуйте этим советам, и вы станете настоящим примером для более молодых и неопытных пап и мам – родителем, который наслаждается общением со своими детьми.

396 просмотров