Практические советы для педагогов начальных классов freepik.com

Обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия. В начальной школе взаимоотношения с учителем особо значимы для ребенка, так как именно педагог становится объектом подражания и во многом определяет мнение об окружающем мире и стремления младших школьников. Глазами учителя ребенок видит себя, сверстников и школьную жизнь. Особенно это характерно для первоклассников.

Мы подготовили подборку практических советов для учителей начальных классов, которые помогут грамотно выстроить доверительные отношения и с детьми, и с родителями.

Проявите терпение

Адаптацию первоклассников к школе можно разделить на психологическую (около четырех недель) и физиологическую (около шести недель). В это время детям необходимо привыкнуть не только к новому распорядку дня и новой деятельности, но и к учителю: к его темпу речи и тембру голоса, к правилам и требованиям, к выражению эмоций и многому другому.

В первые недели обучения ребята особенно остро воспринимают свою неумелость, неловкость и неудачи, поэтому педагогу стоит проявить терпение и ни в коем случае не подчеркивать и не демонстрировать свое неодобрение. Конечно, важно, что учитель говорит, но не менее красноречивым может быть взгляд, мимика, интонация. Дети очень чувствительны к этим проявлениям.

Позаботьтесь о дисциплине  

Очень важно для педагога начальных классов не допускать проблем с дисциплиной с самого начала, так именно дисциплина – основа успешного обучения. Да, в первые дни проблем с поведением на уроках у вас может и не быть, но это не повод расслабляться. Скорее всего, дети просто к вам присматриваются и оценивают, насколько серьезно следует к вам относиться.

Следующая ступень — испытание на прочность. Ученики будут прощупывать границы дозволенного: что можно, что нельзя, что вы простите, а за что накажете. И если они почувствуют вашу слабость, на них не подействует ни крик, ни замечания в дневниках.

Что же тогда делать? Дайте сразу понять, кто здесь главный и каковы правила, и неуклонно добивайтесь их исполнения. Никогда не начинайте урок, пока все дети не сели на свои места и в классе не наступила тишина. Также не стоит грозить наказанием, которое вы не сможете выполнить. Держите свое слово. Если обещали после нескольких замечаний вызвать завуча или родителей – вызывайте или не обещайте этого.

Установите контакт с детьми

Кроме той информации, которую вы преподносите детям на занятиях, им интересна ваша личность. Ребята будут задавать массу вопросов: сколько вам лет, есть ли у вас дети, кошка или собака, боитесь ли вы змей, куда вы ходили вчера вечером. Используйте эти моменты, чтобы установить с детьми эмоциональный контакт. Покажите, что вам тоже интересно всё, что происходит в классе, что вас радует и расстраивает. Будьте живым человеком со своими чувствами и желаниями.

При этом старайтесь всегда владеть собой, не позволяйте своему настроению влиять на обстановку в классе. В начале урока выдержите небольшую паузу, попробуйте поймать ощущение, которое исходит от класса: дети спокойные, радостные или возбужденные каким-то событием? Если чувствуете напряжение, грусть или другую эмоцию, которая может помешать уроку, дайте детям выговориться и выпустить пар. Наблюдайте и слушайте. Со временем у вас будет получаться распознавать эмоции всё лучше и лучше.

Чтобы поддержать контакт с детьми во время урока:

  • не сидите на своем месте, подходите к каждому ученику;
  • чаще прикасайтесь к детям, например, направляя их руку, чтобы показать, как правильно писать букву или рисовать;
  • общаясь с ребенком, смотрите ему в глаза — желательно, чтобы при этом вы находились с ним на одном уровне;
  • обращайтесь к детям по имени, а не по фамилии — так вы сокращаете дистанцию.

Обозначьте границы

Педагогу начальных классов довольно часто приходится общаться с родителями. Всегда найдутся недовольные тем, что их ребенку сделали замечание, поставили не ту оценку и так далее. Некоторые считают нормальным звонить учителю в выходной или поздно вечером, чтобы узнать, где их сын забыл учебник, и какие упражнения нужно сделать по окружающему миру.

Что делать, чтобы этого избежать? Вежливо, но настойчиво выстраивать границы. Главное — сохранять уверенность и невозмутимость, не конфликтовать и спокойно объяснять свою позицию. Это бывает сложно, однако это единственный путь сохранить свое лицо и показать свою компетентность.

Наладьте контакт с родителями

Постарайтесь привлечь активных родителей на свою сторону. Придумайте способы, как мамы и папы смогут помочь ребенку и классу. Большинство будут рады поучаствовать в образовании ребенка. Рассмотрите разные способы: для родителей, которые могут посвятить целый день на активности с детьми, устройте поход в музей или на пикник, а для родителей, у которых не так много времени — небольшое чаепитие в классе в субботу или после уроков в пятницу.

Если вы будете обращаться к родителям тактично и дружелюбно, говорить о своих задачах и хвалить детей, а не только на них жаловаться, вы вызовете такую же ответную реакцию. Для качественного обучения и достойного воспитания, учителям и родителям необходимо работать вместе.

Мотивируйте   

Лучший способ мотивировать детей – разжечь их любопытство. Придумывайте для них загадки, чтобы побудить их к размышлению, предлагайте проблемы, которые они могут обсуждать. Например, задайте тему занятия только наполовину, чтобы детям захотелось узнать, что будет дальше.

Учите ребенка рассуждать, не забывайте хвалить каждого за любой успех, но ни в коем случае не игнорируя остальных. Не забывайте, что на ошибках учатся.

Чтобы мотивировать детей читать больше книг, можно создать читательский уголок. Сделайте для учеников «кармашки» с их именами и повесьте их в одном месте. А детям раздайте полоски-закладки, на которых они будут записывать название прочитанной книги, ставить ей оценку и коротко записывать свое впечатление. Количество таких закладок в «кармашке» соответствует количеству прочитанных учеником книг.

Развить усидчивость и выносливость поможет упражнение «чтение для себя». Каждый ученик выбирает книгу по душе и читает ее в течение отведенного времени. Начинать лучше с минимальной продолжительности и увеличивать время постепенно. Каждый раз, завершив задание, нужно проводить рефлексию. Спрашивать учеников о том, сложно ли было читать, всем ли понравилась их книга. Такой опрос поможет в следующий раз детям внимательнее выбирать книгу.

Играйте с детьми

Педагогам и психологам известно то огромное значение, которая имеет игра в развитии ребенка. В современном мире, когда игры со сверстниками уступают места гаджетам и использованию интернета, дети становятся гораздо сдержаннее и закрытие. Многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации.

Задачей хорошего педагога в современном обществе является всестороннее развитие ребенка, а не только накачивание его академическими знаниями. Современная педагогика рассматривает игровую деятельность как средство развития и формирование личности ребенка, выделяя целый ряд воспитательных, обучающих и развивающих функций. Известно, что социализация ребенка и формирование его нравственных качеств возможно только в условиях группы, в процессе общения с другими людьми. И в этом случае игра выступает самым лучшим средством общения, т.к. всегда приносит удовольствие.  

Список игр, которые учитель может использовать при работе с детьми:

  • «Алфавит». Учитель называет буквы алфавита. Дети, чьи имена начинаются на соответствующую букву, встают и представляются.
  • «Тёзка». После игры «Алфавит» учитель предлагает ученикам с одинаковыми именами объединиться в группы, школьники с редкими именами могут образовать свою группу или даже две, затем каждой группе нужно придумать название, подготовить краткий рассказ.
  • «Цепочка». Дети по цепочке называют свое имя и качество, начинающееся на первую букву имени, например, Денис – добрый, Маша – милая и так далее.
  • «Здравствуй, друг!». Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем кругу поворачиваются лицом к стоящим во внешнем кругу, таким образом, образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами. – Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки) – Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнера) – Где ты был? (осторожно треплют ухо) – Я скучал! (складывают руки на груди) – Ты пришел! (разводят руками в стороны) – Хорошо! (обнимаются). Затем, стоящие во внешнем кругу делают шаг в одну сторону, тем самым, производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

В игре каждый ребенок может проявить себя, получить опыт эмоциональных переживаний, понять, что такое, когда ты радуешься успеху другого человека, проявляешь поддержку, сопереживание другому. Игра развивает творческую сферу, а также учит брать на себя ответственность и принимать нестандартные решения. Например, в командной игре, тихий и скромный ребенок, неожиданно может проявить себя отличным лидером или организатором.

Учитель начальных классов может использовать игры, чтобы улучшить атмосферу в классе, помочь быстрее адаптироваться вновь пришедшему ученику, создать внутри коллектива более здоровую психологическую атмосферу.

607 просмотров