Многие дети в подростковом возрасте испытывают неудовлетворённость своим внешним образом. Согласно опросу ВЦИОМ, девушки в возрасте 13-17 лет в целом оценивают свою внешность на 7 баллов из 10, что является умеренно высоким показателем. Однако 82% хотели бы изменить что-либо в своём образе.
Практикующий специальный психолог, работающий с травматичными переживаниями, специалист Института Воспитания РАО, сектора сопровождения специалистов системы профилактики Лидия Чернакова рассказала о том, как снизить негативное воздействие интернета на восприятие подростком своей внешности и какую помощь родитель может оказать ребёнку, который не принимает своё тело.
Какие факторы влияют на удовлетворённость подростков своей внешностью?
На языке социальной реальности наше общество задаёт стандарты оценки внешности через коммуникационный процесс. Выделяют три основные группы, которые влияют на удовлетворённость подростков своим внешним образом:
- члены семьи – в первую очередь, родители, а также братья и сестры;
- группа сверстников – одноклассники и друзья;
- средства массовой информации – медиа, интернет, социальные сети.
Причём в последние годы доминирует изучение влияния интернета на удовлетворённость подростков своим телом. Когда теряется связь с семьёй и со сверстниками, на замену приходит интернет и социальные сети.
Возьмём тему полового созревания. Если взрослые не участвуют в обратной связи восприятия тела подростка, становления его гендерной идентичности, не делятся, как они проходили сами этот процесс, то подросток начинает обращаться к пространству интернета, содержащему как правдивую, так и ложную информацию. Получается в силу того, что детская психика растёт, у подростка формируются неправильные установки понимания своей внутренней работы.
Также на восприятие внешности влияет такой интернет-фактор, как зависимость от одобрения – лайков. Если родители не поддерживают эмоциональное общение с подростком, не имеют авторитет, то свой образ он будет выбирать от сверстников окружения и интернета.
Есть и ряд других важных факторов, влияющих на формирование адекватного образа: переживание физического или эмоционального насилия ребёнком, неадекватное отзеркаливание родителя, которое разрушает ощущение внутреннего «я», недостаточная выработанность межличностных границ в семье, врождённые или ранее приобретённые дефекты, ситуация, когда родитель бросает ребёнка. В этом случае он через эмоциональный контакт с родителем не получает любви в свою материю, происходит эмоциональное замирание тела, обездвиживание, которое потом перерастает в «я какой-то не такой, мир меня не принимает».
Какое влияние оказывают социальные сети на внешний образ подростков?
В интернете подростки наблюдают фотографии различных красивых людей и транслируемую ими «идеальную» жизнь. Так, медиа формируют образ женщины с модельной внешностью, обладающей стройной фигурой, выраженными скулами, наращенными ресницами и маникюром. Конечно же, дети это улавливают, и происходит накладывание движения – «я хочу быть похожим на этих женщину или мужчину, успешные люди выглядят так». Они начинают сравнивать себя с изображением других пользователей, пытаются стремиться к идеалам этой красоты.
Происходит это так. В подростковом возрасте у детей появляется нераспознанное напряжение, объяснение которому родители чаще всего не дают. Тогда они растворяют напряжение в пространстве социальных сетей, фиксируя стимулы, поступающие из интернета. «Наверное, я испытываю напряжение, потому что мне не нравится моё лицо» или «меня не устраивают мои ноги и волосы» – такие установки формируются в сознании подростков.
Недавно в предмете изучения психологии зависимого поведения даже появилось новое направление – бьюти-аддикция. Это определённая зависимость от красоты, желание соответствовать навязанным стандартам. При этой аддикции, как и при любой другой, подростки стремятся уйти от реальности, совершая попытки искусственным путём изменить своё тело. Одним из самых ярких её проявлений является анорексия, к которой зачастую приводит бесконтрольное потребление подростком деструктивного контента в сети.
Позитивное влияние медиа и социальных сетей на восприятие детьми своей внешности тоже есть. Подростковый возраст важен тем, что ребёнок должен понять, как двигаться именно ему, по его внутреннему ощущению. Если родительского примера нет, то интернет помогает ему найти наставника через позитивный эмоциональный отклик психики. Подросток наблюдает за тем, как другой человек следит за своей внешностью, о чём говорит, как проходит через разные жизненные ситуации. За счёт правильных интернет-источников ребёнок может найти свой стиль и принять себя изнутри и внешне, взять инструменты для своих изменений.
Каким образом можно снизить негативное воздействие социальных сетей на восприятие подростком своей внешности?
Отношение подростка к внешности – процесс многоступенчатый, на каждом этапе у его психики свои задачи. Чтобы снизить негативное воздействие социальных сетей, нужно учить ребёнка самопознанию, развивать уровень самооценки, создавать для этого благоприятные площадки развития в интернете.
Социальные сети могут стать инструментом для развития психологического интеллекта ребёнка. Например, молодёжи нужно рассказывать про половое созревание, учить её познавать и принимать своё тело.
Конечно, важно контролировать контент, который размещается в интернете. В первую очередь, это касается нас, взрослых. Если каждый взрослый человек, специалист своей профессии будет ответственно подходить к публикуемой в сети информации, размещаемым рекламным баннерам, негативных установок по поводу внешнего образа у подростков будет меньше.
Зависит ли оценка внешнего образа от возраста ребёнка? Как отличается удовлетворённость внешностью у мальчиков и девочек?
Особая острота проблемы отношения ребёнка к своему телу приобретается в подростковом возрасте, когда происходит социализация и внутренняя гормональная перестройка. Формирование негативного образа в этот период, как правило, связано с обратной связью от сверстников противоположного пола. Подростки часто обесценивают и ранят друг друга словами. Мальчишек, например, высмеивают одноклассницы, когда у них ломается голос и появляются усики. Они, конечно, переживают и вымещают агрессию через шутки про менструальный цикл и женские формы. Тут очень важен родительский пример. Например, если папа регулярно выражает недовольство тем, как выглядит мама, вероятно, их сын будет критиковать внешность своих одноклассниц, причём в агрессивной форме. И у девочек будет формироваться установка «я какая-то не такая».
Девочки в целом менее удовлетворены своим внешним образом, потому что женская внешность в большей степени представлена в нашем обществе как объект для красоты и любования. Они начинают гнаться за модой и в итоге уходят от себя. Девочки сильно переживают из-за происходящих с телом изменений, испытывают смущение. В этот период им невероятно важна поддержка и принятие близких, позитивная обратная связь. Мальчики тоже подвержены социально-культурному давлению, только они чаще обращают внимание на размер тела и мышц, их затягивает спорт.
Как взаимоотношения с родителями влияют на восприятие подростком своей внешности?
Формирование образа «я» начинается с формирования образа тела, ощущений, а они возникают в ходе взаимодействия матери и ребёнка. Далее материнское воспитание положительно соотносится с физической самооценкой девочки, отцовское – с самооценкой мальчика. Тут мы говорим про мужскую и женскую идентичность, любовь к себе.
Важно, как выстроены отношения между самими родителями. Они должны не просто скрывать от ребёнка истинное отношение к друг другу, а позволить себе любить мужа/жену искренне.
Когда мама позитивно относится к сыну, но негативно к отцу, его внутренний мужчина получает сигнал «я какой-то не такой». Потому что развитие положительного образа мальчика зависит от непосредственного общения мамы и папы. Ребёнок понимает себя через образ отца.
Ещё хуже, если мальчик объединяется в конфликтах с мамой против отца. Тогда он не даёт своей самости вырасти, и происходит замещение: подросток начинает уходить в спорт. Здесь его опора идёт не на внутренний фундамент, а на образ мышечной системы, физической силы. Постоянное недовольство отца внешностью жены приводит к тому, что девочка растёт без принятия себя и во взрослом возрасте всё время старается получить одобрение своей внешности через её изменение, подстраивание под образ, который даёт современная индустрия моды.
Если у подростка достаточно эмоционального контакта со взрослыми, то он чётко понимает себя и что с ним происходит. Тогда ему хватает любви, обратной связи, коммуникации с родителями. Он гармонично выбирает себе тот образ, который ему подходит. Когда контакта нет, происходит разрыв коммуникации с родителями по женской и мужской идентичности. И ребёнок своим выбором начинает говорить о том, что не так. По одежде легко заметить определённую травматизацию.
Какую помощь родитель может оказать ребёнку, который не принимает своё тело?
В первую очередь, родитель может допустить мысль, что ответственность за то, что происходит сейчас с ребёнком, в детской психике, лежит также и на нём. Если подростки не любят себя, свою внешность, находятся в погоне за тем, чтобы быть похожими на кого-то, то вопрос нужно задать взрослым. Что каждый из нас сделал такого, что мы дали им эту волну? Где мы сами уходим в непринятие себя?
Важно, чтобы родитель вместе с ребёнком работал над принятием внешности и был для него проводником.
Взрослый должен давать здоровую, естественную, правильную обратную связь ребёнку. Не свою субъективную, а с позиции «я заметил, что у тебя происходит это». Родителю важно учить ребёнка распознавать телесные ощущения, заниматься саморегуляцией, объяснять, что делать с возникающим напряжением. И, естественно, важно учить детей межличностному взаимодействию – к примеру, водить их на танцы, где мальчики и девочки общаются между собой.
Тело – это наша материя, отношение к телу влияет на то, как мы проявляемся в своём мире. Родители могут помочь детям сформировать бережное отношение к телу, научить их смотреть на себя не через призму «ты какой- то не такой», а через ощущение индивидуального становления своего тела, любви к себе, ответственности за свой «природный механизм».
Если каждый подросток будет знать и понимать, что тело человека устроено таким образом, чтобы встроиться наиболее продуктивно в функционал своего предназначения в жизни общества, тогда внутренняя любовь к себе позволит принимать различия другого.