Во все времена люди с упоением рассуждают о том, как поменялось нынешнее молодое поколение. «Не то что в наше время, вот когда мы были детьми…», – причитают взрослые. Но только ли дети стали другими? Или перемены коснулись и родителей? Как при этих изменениях работать учителям? И к чему нужно быть готовым начинающим педагогам?

Все эти вопросы мы задали Наталье Покацкой, финалистке Всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2022», которая работает старшим воспитателем в детском саду № 96 «Калинка» комбинированного вида, в городе Улан-Улэ, республика Бурятия.

Почему вы выбрали работу с детьми? 

Можно сказать, что в профессию я пришла еще в детстве, так как мой первый учитель Макрова Варвара Николаевна стала моим кумиром. Это был мой идеал, к которому я хотела стремиться, поэтому, закончив школу, я не раздумывая пошла в педагогический. Я грезила и мечтала работать в образовании, что и делаю последние семь лет.

Многие говорят, что хотят отдохнуть от работы с детьми, а я, наоборот, с ними отдыхаю.

Что в работе с детьми для вас несет большую ценность? 

Отдача. Я считаю, что педагог должен жить интересами ребенка. Когда малыш видит, что ты его понимаешь, он к тебе тянется. Ради этого и работаешь.

Когда я стала старшим воспитателем, боялась, что мне будет не хватать горящих детских глаз. Но я это заменила работой с молодыми педагогами. Когда начинающие воспитатели приходят, ты им рассказываешь все секреты работы. Потом заходишь в группу, видишь, что они делают то, чему ты их научил, получаешь такую же отдачу.

Сейчас многие утверждают, что молодое поколение стало другим. Поменялись ли, на ваш взгляд дети и родители за последние 10 лет? 

Да, и дети, и родители стали другими. Из-за этого с детьми найти общий язык стало легче, а вот с родителями – труднее. Дети нового поколения быстро впитывают информацию, у них пытливый ум, они будто уже рождаются с критическим мышлением. А родители, особенно поколение 90-х, наоборот. У них совершенно другие требования. Многие считают, что ребенок на 100% – ответственность детского сада. Идет перекладывание ответственности.

А как-то получается менять эту ситуацию?

Сейчас наша основная задача – научить родителей играть с детьми. Летом мы проводили опрос, узнавали, в какие игры они играют с детьми, какая у их ребенка любимая игра и многое другое. 70% сказали, что вообще не делают этого дома. Это мы и стараемся изменить, донести, как это важно.

Вы участвуете в конкурсе «Воспитатель года России». Расскажите, почему решили принять участие?

Я воспринимаю участие в конкурсе как профессиональный рост. На соревнования всегда приезжают лучшие, мне хотелось посмотреть, к чему нужно стремиться, чего у меня не хватает, что есть у других. И естественно, если я что-то умею делать, чего не умеют остальные, то поделиться этим с другими. Это хороший обмен опытом.

Дайте совет молодым коллегам, которые только начинают свой профессиональный путь.

В педагогических колледжах и институтах девушек и юношей готовят к работе с детьми. Я считаю, что нужно давать знания о том, как работать и с родителями. Молодые педагоги очень боятся работать с мамами и папами. Поэтому, практически каждому начинающему воспитателю нужен опытный педагог-наставник. В нашем детском саду мы так и работаем: каждому молодому педагогу находим наставника, разрабатываем перспективный план и траекторию развития. Также у нас есть «Педагогические гостиные», куда приходят несколько педагогов, где мы обсуждаем все имеющиеся и возможные трудности. Они понимают, если есть проблема, о ней нужно говорить вслух, ведь возможно эта проблема не только у них, но и еще у кого-то. Педагог не должен закрываться в себе.

На мой взгляд, человек, работающий с детьми, должен быть открытым, особенно для детей, так как они это чувствуют. Педагог должен хотеть получать новые знания, без этого невозможно развитие вперед, тем более сейчас, когда дети так быстро развиваются. И самое главное, очень важно любить детей. Без этого в детском саду делать нечего. Можно научиться вести занятия или проводить мероприятия, но научиться любить – невозможно.

Расскажите, чем любите заниматься в свободное время? У вас есть хобби?

Я увлекаюсь рыбалкой. Все говорят, что мое увлечение не связано с профессией, но это не так. Во время рыбалки я могу придумать гениальные идеи, новшество, технологию или неожиданный поворот в каком-то мероприятии. Емеля вылавливал щуку, а я – новые идеи для своей работы.

Интервью с еще одним финалистом Всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2022» читайте здесь.

Если Вам понравилась статья, предлагаем её оценить: