freepik.com

Во все времена люди с упоением рассуждают о том, как поменялось нынешнее молодое поколение. «Вот когда мы были детьми…», — причитают взрослые. Но только ли дети стали другими? Или перемены коснулись и родителей? Как при этих изменениях работать учителям? И к чему нужно быть готовым начинающим педагогам?

Все эти вопросы мы задали Наталье Покацкой, финалистке Всероссийского конкурса «Воспитатель года России — 2022», которая работает старшим воспитателем в детском саду № 96 «Калинка» комбинированного вида, город Улан-Удэ, Республика Бурятия.

Почему вы выбрали работу с детьми? 

Можно сказать, что в профессию я пришла еще в детстве. Мой первый учитель Макрова Варвара Николаевна стала моим кумиром. Это был идеал, к которому я хотела стремиться. Закончив школу, я пошла в педагогический. Я грезила и мечтала работать в образовании, что и делаю последние семь лет.

Многие говорят, что хотят отдохнуть от работы с детьми, а я с ними отдыхаю.

Что в работе с детьми для вас несет большую ценность? 

Отдача. Я считаю, что педагог должен жить интересами ребенка. Когда малыш видит, что ты его понимаешь, он к тебе тянется. Ради этого и работаешь.

Когда стала старшим воспитателем, боялась, что мне будет не хватать горящих детских глаз. Но я это заменила работой с молодыми педагогами. Сейчас я рассказываю им все секреты своей работы, потом захожу в группу, вижу, что они делают то, чему я их научила, и получаю такую же отдачу.

Многие утверждают, что молодое поколение стало другим. Поменялись ли, на ваш взгляд, дети и родители за последние 10 лет? 

Да, и дети, и родители стали другими. Из-за этого с детьми найти общий язык стало легче. Но с родителями сейчас труднее. Дети нового поколения быстро впитывают информацию, у них пытливый ум, они будто уже рождаются с критическим мышлением. А родители, особенно поколение 90-х, наоборот. У них совершенно другие требования. Многие считают, что ребенок на 100% – ответственность детского сада. Идет перекладывание ответственности.

А как-то получается менять эту ситуацию?

Сейчас наша основная задача – научить родителей играть с детьми. Летом мы проводили опрос, узнавали, в какие игры они играют с детьми, какая у их ребенка любимая игра и многое другое. 70% сказали, что не играют дома. Это мы и стараемся изменить, донести, как это важно.

Вы участвуете в конкурсе «Воспитатель года России». Расскажите, почему решили принять участие?

Я воспринимаю участие в конкурсе как профессиональный рост. На соревнования всегда приезжают лучшие, а мне хотелось посмотреть, к чему нужно стремиться, чего у меня не хватает, что есть у других. А если окажется, что я что-то умею делать, чего не умеют остальные,  то поделиться этим с другими. Это хороший обмен опытом.

Дайте совет молодым коллегам, которые только начинают свой профессиональный путь.

В педагогических колледжах и институтах девушек и юношей готовят к работе с детьми. Я считаю, что нужно давать и знания о том, как работать и с родителями. Молодые педагоги очень боятся работать с мамами и папами. Практически каждому начинающему воспитателю нужен опытный педагог-наставник. В нашем детском саду мы так и работаем: каждому молодому педагогу находим наставника, разрабатываем перспективный план и траекторию развития. Также у нас есть «Педагогические гостиные», где мы обсуждаем все имеющиеся и возможные трудности. Наши воспитатели понимают, что если есть проблема, о ней нужно говорить вслух, ведь возможно эта проблема не только у них, но и еще у кого-то. Педагог не должен закрываться в себе.

На мой взгляд, человек, работающий с детьми, должен быть открытым, особенно для детей, так как они это чувствуют. Педагог должен хотеть получать новые знания, без этого невозможно развитие вперед, тем более сейчас, когда дети так быстро развиваются. Еще очень важно любить детей. Без этого в детском саду делать нечего. Можно научиться вести занятия или проводить мероприятия, но научиться любить просто невозможно.

Расскажите, чем любите заниматься в свободное время? У вас есть хобби?

Я увлекаюсь рыбалкой. Все говорят, что мое увлечение не связано с профессией, но это не так. Во время рыбалки я могу придумать идею, новшество, технологию или неожиданный поворот в каком-то мероприятии. Емеля вылавливал щуку, а я – новые идеи для своей работы.

Интервью с еще одним финалистом Всероссийского конкурса «Воспитатель года России 2022» читайте здесь.

566 просмотров