В последнее время все чаще говорят о важности приобщения детей к культуре своего народа. Патриотическое воспитание школьников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, природе, культурному достоянию своего народа, но и воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, уважительного отношения к труженику и результатам его труда, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства.

Учитель музыки, заместитель директора Волгоградской школы №128, классный руководитель 10 класса Валерий Семенов рассказал Всероссийскому форуму классных руководителей, как появилась идея создать проект Мемориального парка «Аллея Славы», какое участие в создании патриотического проекта принимают ученики, а также поделился секретами общения с подростками.

Валерий Яковлевич, расскажите, с чего начинался проект Мемориального парка?

Идея проекта «Аллея Славы. Мемориальный парк» возникла с первых дней моего классного руководства. У меня кадетский полицейский класс, и еще в 5-м классе стал вопрос выбора героя, именем которого мы смогли бы с гордостью называться. Для почетного наименования кадетского класса мы выбрали земляка-героя Дмитрия Маковкина. 29 декабря 2013 года он не дал пройти террористу-смертнику в здание железнодорожного вокзала Волгоград-1 и погиб во время террористического акта. Посмертно награжден медалью «За заслуги перед Волгоградской областью», орденом Мужества, Орденом святого князя Дмитрия Донского (I степени).

Но память и о других героях мы посчитали необходимым сохранить. Так появился сначала музейный уголок в нашем кабинете, а затем и первые мемориальные стенды на пришкольной территории.

Почему вам это интересно?

Первостепенное значение имел не интерес, а, скорее, гражданский долг. Обсуждая подвиги земляков-героев на классных часах, мы поняли, что многие из них незаслуженно забыты. Мы с классом не захотели оставлять эту проблему без внимания. Конечно, с момента проведения классных часов до появления первых мемориальных стендов прошло достаточно времени, но оно не пропало даром. Информация о каждом герое, которая представлена в мемориальном парке, собрана нами лично. Мы знакомы с семьями героев-соотечественников и поддерживаем дружеские отношения, приглашаем на классные часы в школу. Возведение мемориального парка требовало внушительных финансовых затрат, которые нужно было собрать и правильно ими воспользоваться. Первым значимым результатам мы обязаны не только посетителям, но и общественным организациям, которые стали оказывать нам финансовую и информационную поддержку.

«Аллея Славы» находится во дворе школы. Как вы привлекаете новых посетителей в закрытое пространство?

Пространство мемориального парка действительно обнесено металлической оградой, но она предотвращает проникновение на территорию собачек, которые с радостью роют себе туннели во влажной почве и смущают своим появлением рыбок в акватории нашего пруда. Все предусмотренные для входа и выхода посетителей калитки, открыты и днем, и ночью. Большое количество источников искусственного освещения делает комфортным посещение парка в темное время суток. Никакой рекламы своего мемориального парка мы не делали. Жители микрорайона наблюдали лично процесс возведения первых стендов, а любопытство подталкивало многих подойти поближе и изучить их. Дальше стало работать «сарафанное радио».

Как ученики участвуют в создании проекта?

Ученики принимают активное участие в создании проекта на всех его этапах. Не смотря на явную патриотическую направленность, я бы все же отнес проект «Аллея Славы. Мемориальный парк» к профориентационному типу. Дети «примерили» на себе ряд профессий:

  • дизайнер (создания парса проекта, размещение информации на стендах); архивариус (работа с архивной информацией);
  • интервьюер (информационные интервью с родственниками героев);
  • флорист (высадка и уход за деревьями и кустарниками);
  • строитель (посильная помощь в мощении плитки и установке стендов);
  • журналист (освещение информации о парке в Интернет-пространстве) и др.

Поделитесь секретами, как вы находите общий язык с подростками и воспитываете в них патриотизм?

В свое время я защищал кандидатскую диссертацию, объектом которой были интересы подростков. У меня тогда еще не было опыта классного руководства, но все важные знания удалось приобрести. С удовольствием поделюсь: чтобы сформировать и поддерживать интерес подростка к деятельности, нужно убедиться в ее социальной значимости. А.С. Макаренко однажды заметил, что «только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом». Не стоит также тешить себя иллюзией, что рассказ о значимом результате тут же пробудит желание подростка совершать хоть какие-то движения в сторону его достижения. Нужно понимать, что очень сложно найти деятельность, мотивы выполнения которой были бы одинаковыми у учителя и его учеников, обычно все наоборот. Даже на уроках наш мотив в передаче знаний, а мотив ребенка не всегда в получении (хорошо, если в положительной отметке, а зачастую мотива нет совсем). В свою очередь понимание, что результат выполняемых действий имеет социальную значимость, способен пробудить любопытство, трансформировать его в любознательность и довести до устойчивого интереса к выполняемой деятельности.

Что касается воспитания патриотизма, то этот вопрос чрезвычайно сложен. В своем классе я стараюсь воспитывать всесторонний патриотизм. Проект «Аллея Славы. Мемориальный парк» направлен на знакомство жителей и гостей нашего города-героя с самыми отважными его жителями, которые отдали жизни в борьбе с врагами. Тем не менее, процесс патриотического воспитания на этом не заканчивается. Как учитель музыки, я имею возможность знакомить своих учеников с культурой нашей страны, мои ученики – постоянные участники культурных мероприятий и победители творческих конкурсов.

В каких конкурсах/грантах можете порекомендовать участвовать коллегам для развития музеев?

Я рекомендую начинать участвовать в конкурсах, которые доступны в каждом регионе. Победить везде не получится, но накопленный опыт позволит со временем выйти на Всероссийский уровень и достойно представить проект школьного музея. У меня лично остались только положительные эмоции от участия во Всероссийском просветительском проекте «Моя страна – моя Россия», организованном президентской платформой «Россия – страна возможностей», и проекта ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее», которую организовало Министерство просвещения РФ. В этих конкурсах мне удалось победить, и я смело рекомендую их, как наиболее привлекательные для участия. Я прошел все этапы: от отборочного до финала, и на каждом этапе встречался только с профессионалами-организаторами и компетентными членами жюри. Пользуясь случаем, рекомендую Всероссийский Форум классных руководителей. Это мероприятие не конкурсного формата, но в его рамках можно получить огромную информационную поддержку своих проектов. И напоследок замечу, что не стоит полагаться на удачу – она бывает не пунктуальна: часто опаздывает, а порой просто не приходит. Успех определяется выверенным планом и его четкой реализацией. Работайте над этим, и у вас все получится.

Если Вам понравилась статья, предлагаем её оценить: