Чтение – это сложный навык. Он не совсем такой, как езда на велосипеде, но их объединяет одна черта: успешное обучение возможно только при постоянной практике. Именно поэтому учителя начальной школы дают родителям списки книг для чтения летом. Но что делать родителям, если ребёнок отказывается читать?

Совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования мы подготовили правила и приемы, которые помогут заинтересовать ребенка книгой.

Как привлечь внимание к книге?

Будьте готовы, что ребёнок может заупрямиться и отказаться читать – даже если вы уверены, что он не устал, его не зовут друзья поиграть и он сам не начал игру.

Не настаивайте. Откройте книгу и начните читать вслух, с выражением. Ваш энтузиазм (если вы будете показывать его каждый день), интересная история, красивые картинки сделают своё дело, и ребёнок подсядет к вам, когда вы читаете.

Относитесь к прочитанному эмоционально! Читайте, как если бы вы играли на сцене – покажите голосом, мимикой и пантомимикой эмоции, которые испытывают герои. Чем выразительнее (то сердито, то испугано, то весело) и разнообразнее (то громко, то шёпотом) вы читаете, тем быстрее ребёнок подойдёт посмотреть, что же такое вы держите в руках.

Как не спугнуть интерес?

Когда ребёнок выказал свой интерес к книге, не пытайтесь сразу же передать её ему в руки. Начните с малого: попросите прочитать короткие реплики в диалоге, или внезапно «забудьте», как читается короткое слово. Или попросите прокричать как можно громче что-то из текста – это очень любят мальчики!

Если этот приём не сработал и ребёнок всё равно отказывается читать, значит, время чётко озвучить правила:

  • «Ты читаешь каждый день по 5 минут» (обязательно ставим таймер);
  • «Ты читаешь 2 предложения» (аккуратно отмечаем перед началом чтения, где они начинаются и заканчиваются).

Проявите твёрдость: обязательно каждый день, но только это. Выберите что-то одно – время или объём.

Покажите, что это интересно вам!

Даже если вам пришлось проявить твёрдость, показывайте свой энтузиазм и хвалите ребёнка:

  • «Как интересно!»
  • «Молодец, читаешь, сколько мы договорились!»
  • «Мне очень нравится этот персонаж, а тебе?»

Делитесь с ребёнком воспоминаниями, какие книги вам и другим членам семьи нравились в детстве. Если есть возможность, сходите в детскую библиотеку, найдите свои любимые книги из детства. Искренние эмоции – это то, что захватывает детей.

Если ребёнок видит, как читают родители, бабушки и дедушки, это тоже помогает. Многие взрослые привыкли читать с планшета, смартфона, но в этом случае ребёнок просто не может понять, что сейчас делает взрослый. Поэтому обязательно покажите и расскажите в доступной форме, какую книгу вы читаете в электронном виде и чем она интересна.

Попросите ребёнка почитать для кого-то: папы, бабушки, дедушки, сестры или брата, собаки, хомяка. Чтение по очереди, когда вы вдруг начинаете читать то громко, то шёпотом, предлагая чтение как игру, скорее всего, внесёт оживление в повседневный процесс знакомства с книгой.

Используйте все возможности

Будьте готовы к тому, что ребёнок может читать с ошибками. Не прерывайте его и не поправляйте каждую ошибку. Часто бывает достаточно, если вы просто правильно прочитаете слово после ребёнка. Если ошибки очень частые и типичные (путает «б» и «д», «и» и «ш»), добавьте до чтения простые задания на различение этих букв (найти в ряду из букв «д» и «б» все буквы «д»; вычеркнуть все «ш», оставив только «и» и т. д.).

Для ребёнка важно чувство, что он смог что-то закончить, и короткие истории, сказки, комиксы, четверостишия помогут ему обрести уверенность, что он умеет читать. Особенно важно учитывать это, если ребёнок в том возрасте, когда формирование навыка чтения важнее содержания прочитанного. Некоторые родители не любят комиксы, но для многих детей они становятся прекрасной возможностью преодолеть нелюбовь к чтению: короткие тексты, много картинок, незамысловатые сюжеты.

Обязательно читайте ребёнку вслух: перед сном или во время поездки в машине, самолёте, поезде. Даже если он уже сам умеет читать. Читайте то, что ему действительно интересно. Если сомневаетесь в выборе, попросите совета у библиотекаря или воспользуйтесь рейтингами книг, рекомендованных для детей соответствующего возраста.

Задавайте вопросы после прочитанного: кто что делал, что случилось, что понравилось, что не понравилось вам и ребёнку. Варьируйте время этих вопросов, чтобы они не превратились в скучную рутину: сразу после прочитанного, а в следующий раз – до начала чтения; можно начать обсуждать, когда вы находитесь в ожидании на остановке или в очереди в поликлинике. Вспомнить что-то по требованию – большое достижение для младшего школьника, поэтому не смущайтесь, если на первых порах вам придётся самим рассказывать про героев книги.

Если проводите лето в городе, узнайте в детской библиотеке, какие мероприятия они проводят в летний период. Нередко на ребёнка производит впечатление просто сам факт присутствия рядом с ним большого количества книг.

664 просмотров