Чтение – это сложный навык. Он не совсем такой, как езда на велосипеде, но их объединяет одна черта: успешное обучение возможно только при постоянной практике. Именно поэтому учителя начальной школы дают родителям списки книг для чтения летом. Но что делать родителям, если ребёнок отказывается читать?
Совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования мы подготовили правила и приемы, которые помогут заинтересовать ребенка книгой.
Как привлечь внимание к книге?
Будьте готовы, что ребёнок может заупрямиться и отказаться читать – даже если вы уверены, что он не устал, его не зовут друзья поиграть и он сам не начал игру.
Не настаивайте. Откройте книгу и начните читать вслух, с выражением. Ваш энтузиазм (если вы будете показывать его каждый день), интересная история, красивые картинки сделают своё дело, и ребёнок подсядет к вам, когда вы читаете.
Относитесь к прочитанному эмоционально! Читайте, как если бы вы играли на сцене – покажите голосом, мимикой и пантомимикой эмоции, которые испытывают герои. Чем выразительнее (то сердито, то испугано, то весело) и разнообразнее (то громко, то шёпотом) вы читаете, тем быстрее ребёнок подойдёт посмотреть, что же такое вы держите в руках.
Как не спугнуть интерес?
Когда ребёнок выказал свой интерес к книге, не пытайтесь сразу же передать её ему в руки. Начните с малого: попросите прочитать короткие реплики в диалоге, или внезапно «забудьте», как читается короткое слово. Или попросите прокричать как можно громче что-то из текста – это очень любят мальчики!
Если этот приём не сработал и ребёнок всё равно отказывается читать, значит, время чётко озвучить правила:
- «Ты читаешь каждый день по 5 минут» (обязательно ставим таймер);
- «Ты читаешь 2 предложения» (аккуратно отмечаем перед началом чтения, где они начинаются и заканчиваются).
Проявите твёрдость: обязательно каждый день, но только это. Выберите что-то одно – время или объём.
Покажите, что это интересно вам!
Даже если вам пришлось проявить твёрдость, показывайте свой энтузиазм и хвалите ребёнка:
- «Как интересно!»
- «Молодец, читаешь, сколько мы договорились!»
- «Мне очень нравится этот персонаж, а тебе?»
Делитесь с ребёнком воспоминаниями, какие книги вам и другим членам семьи нравились в детстве. Если есть возможность, сходите в детскую библиотеку, найдите свои любимые книги из детства. Искренние эмоции – это то, что захватывает детей.
Если ребёнок видит, как читают родители, бабушки и дедушки, это тоже помогает. Многие взрослые привыкли читать с планшета, смартфона, но в этом случае ребёнок просто не может понять, что сейчас делает взрослый. Поэтому обязательно покажите и расскажите в доступной форме, какую книгу вы читаете в электронном виде и чем она интересна.
Попросите ребёнка почитать для кого-то: папы, бабушки, дедушки, сестры или брата, собаки, хомяка. Чтение по очереди, когда вы вдруг начинаете читать то громко, то шёпотом, предлагая чтение как игру, скорее всего, внесёт оживление в повседневный процесс знакомства с книгой.
Используйте все возможности
Будьте готовы к тому, что ребёнок может читать с ошибками. Не прерывайте его и не поправляйте каждую ошибку. Часто бывает достаточно, если вы просто правильно прочитаете слово после ребёнка. Если ошибки очень частые и типичные (путает «б» и «д», «и» и «ш»), добавьте до чтения простые задания на различение этих букв (найти в ряду из букв «д» и «б» все буквы «д»; вычеркнуть все «ш», оставив только «и» и т. д.).
Для ребёнка важно чувство, что он смог что-то закончить, и короткие истории, сказки, комиксы, четверостишия помогут ему обрести уверенность, что он умеет читать. Особенно важно учитывать это, если ребёнок в том возрасте, когда формирование навыка чтения важнее содержания прочитанного. Некоторые родители не любят комиксы, но для многих детей они становятся прекрасной возможностью преодолеть нелюбовь к чтению: короткие тексты, много картинок, незамысловатые сюжеты.
Обязательно читайте ребёнку вслух: перед сном или во время поездки в машине, самолёте, поезде. Даже если он уже сам умеет читать. Читайте то, что ему действительно интересно. Если сомневаетесь в выборе, попросите совета у библиотекаря или воспользуйтесь рейтингами книг, рекомендованных для детей соответствующего возраста.
Задавайте вопросы после прочитанного: кто что делал, что случилось, что понравилось, что не понравилось вам и ребёнку. Варьируйте время этих вопросов, чтобы они не превратились в скучную рутину: сразу после прочитанного, а в следующий раз – до начала чтения; можно начать обсуждать, когда вы находитесь в ожидании на остановке или в очереди в поликлинике. Вспомнить что-то по требованию – большое достижение для младшего школьника, поэтому не смущайтесь, если на первых порах вам придётся самим рассказывать про героев книги.
Если проводите лето в городе, узнайте в детской библиотеке, какие мероприятия они проводят в летний период. Нередко на ребёнка производит впечатление просто сам факт присутствия рядом с ним большого количества книг.