С подростками ничего не понятно. Стараешься быть вовлеченным и спрашиваешь про их жизнь — они говорят, что ты нарушаешь их границы. Оставляешь им пространство для маневра и пытаешься не мешать принимать решения — обвиняют в равнодушии. Как вообще дойти до конца этого квеста под названием «переходный возраст» и не сойти с ума?
Совместно со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мы подготовили список правил общения с подростками, которые помогут избежать распространенных ошибок и научиться понимать детей.
Не делайте акцент на возрасте и физиологии
Специалисты по-разному определяют рамки подросткового возраста. Все это время ребенок живет в состоянии постоянной неопределенности. Сегодня девочка-подросток проснулась, а у нее происходят физиологические изменения: завтра ей уже не подходят любимые ботинки, а послезавтра не налезают колготки.
Ресурсы детской психики тратятся на то, чтобы осмыслить происходящее. И ничто так сильно не взбесит подростка, как фраза «Я в твоем возрасте тоже часто плакала, это у тебя гормоны, скоро пройдет»: это не гормоны, ему сейчас действительно плохо.
Разрешите подростку проявлять индивидуальность
Чаще дети это делают через эксперименты с одеждой, внешностью или интерьером. Это нормальный поиск себя, попытка или присоединиться к уже существующей группе, или, наоборот, противопоставить себя всему миру.
Дать определённую свободу и право выбора — это самое малое, что вы можете сделать, чтобы сохранить отношения с ребёнком.
Хвалите аргументированно
Родителей часто бросает в крайности. Все общение с ребенком может превратиться в сплошные нравоучения, проверку уроков, вопросы «Как дела в школе?». Иногда — в сплошную похвалу и безусловную любовь, когда ребенок не слышит ничего, кроме дифирамбов.
Оба подхода в равной степени деструктивны. Ребенка с самого детства важно стратегически хвалить. Не просто «Ты молодец, красиво рисуешь», а аргументированно: «Я вижу, что ты стараешься, что ты взял краски трех цветов, аккуратно обводил, и я замечаю, что здесь тебе удалось очень точно передать в облаке три цвета и получился объем». В похвале важно сообщение «Я тебя вижу, я вижу твои усилия, мне интересна твоя жизнь».
Нет недостатков, есть возможности для развития
Родителям стоит почаще задаваться вопросом «А что мне нравится в моем ребенке?» Потому что иногда люди фокусируются именно на плохом: поведении, оценках и ошибках. И это довольно опасная ситуация: фокус родителя сужается только на негативном, и он забывает хвалить ребенка за его достижения
Важно смотреть на неудачи подростка не как на проблему, а как на дефицит умений. Скажем, если ребёнок грубит учителю, это не потому что он «обнаглел», а из-за того, что он пока не научился этике общения — ведь это тоже навык. Во всем можно увидеть возможность для развития.
Поступайтесь своим авторитетом
Слова родителей не высечены в бронзе, ребенок в любом случае будет нарушать какие-то из правил, навязанных «сверху». Маленькие дети смотрят на родителей как на богов — ведь мама все знает и все умеет. А потом происходит осознание, что и у них есть слабости. Это и есть взросление. Многие родители хотели бы, чтобы ребёнок был «послушным», но гораздо важнее создать систему обратной связи.
Нужно уметь правильно просить, а не отдавать приказы. Если ребенок отвечает на просьбу помыть посуду «нет» и родители устраивают скандал — это не просьба. В конфликтах важно помнить о том, что мы хотим не только добиться чистой посуды, но и сохранить отношения
Следите за невербальными знаками
Признаки того, что с ребенком что-то происходит, есть всегда. Нужно просто обращать на них внимание. Он закрывается в своей комнате и не выходит оттуда, не хочет ходить в школу, постоянно сидит в телефоне. Родители списывают такое поведение на подростковый возраст. Но все это серьезные основания считать, что ребенок скрывает от родителя какие-то проблемы.
Лучший способ — аккуратно и бережно попытаться разговорить его. Возможно, где-то там прячется «боль».
Не разделяйте офлайн и онлайн
Ребенок сталкивается с враждебной средой и в школе, и на улице, и в социальных сетях. Конфликты оказывают на ребенка сильное воздействие, так или иначе его травмируют. И не важно, где именно это произошло — в онлайне или в офлайне.
Современные подростки легко переключаются между реальной и виртуальной жизнью. Для них это все одинаково реально. Ребенку 12–13 лет очень важно себя чувствовать в группе — и уже не важно, в какой реальности. Если эта группа его не принимает, он начинает искать причины в себе. Кибертравля практически всегда анонимна, в отличие от привычного буллинга. Некоторые дети создают фейковые страницы и пишут гадости. То есть подросток всегда под прицелом, он не может от этого спрятаться. Родителям время от времени хорошо бы аккуратно следить, что происходит у ребёнка на экране. Не влезать в личное пространство, но спрашивать, интересоваться.
Вмешивайтесь в отношения подростков (но аккуратно)
Фраза «Сами разберутся» — неправильная. Вмешиваться в конфликты детей нужно абсолютно всегда. Но нельзя впадать в истерику и крайности. Я сама знаю, как тяжело сдержаться, когда ребенка кто-то обижает. Все вскипает, и это понятные родительские эмоции
Навык безопасного выхода из конфликта пригодится ребёнку в жизни. Здорово, если родители покажут, как это делается, и дальше он уже будет сам стоять за себя. Но если речь идёт о травле, то вмешательство взрослых необходимо. Здесь и сейчас. При неправильных действиях можно навредить ребенку, усугубить конфликты. Например, если родители приходят в школу и начинают разбираться с обидчиками. Потому что, как только они уйдут, конфликты возобновятся с новой силой. Будет правильнее связаться с классным руководителем, обсудить с ним ситуацию и дальнейшие действия для прекращения давления. Можно подключить школьного психолога, если есть такая возможность.
И самое главное, всегда сохраняйте спокойствие.
Всегда помните, что ребёнку-подростку гораздо тяжелее, чем вам сейчас. Он не понимает, что с ним происходит, а вы уже взрослые. Поэтому в моменты эмоциональных всплесков просто будьте взрослыми. Слушайте, задавайте вопросы, будьте эмпатичны в разговоре с подростком.