Первая встреча с большой любовью – педагогикой

Симон Соловейчик родился 1 октября 1930 года в Симферополе. В годы войны семья два года прожила на Урале, а в 1943 году переехала в Москву, и в это же время мама ушла на фронт, а Симон Львович остался с бабушкой и маленькой сестрой — за старшего.

Еще в школе Симон Соловейчик начал работать вожатым в пионерском лагере.

«И сейчас еще удивляюсь странному предложению ехать в лагерь пионервожатым, и сейчас слышу, как меня уговаривают, обещая за работу, кроме зарплаты, синие брюки, белую шелковую рубашку и дипломатические, то есть специально для дипломатов пошитые, модные ботинки» вспоминал Симон Львович.

Семья жила очень скромно, а это была достаточно хорошая зарплата, поэтому Симон Львович согласился. Именно эта вожатская практика, по его словам, способствовала его встрече с большой любовью на всю жизнь – педагогикой.

Поиски себя

После окончания школы Симон Соловейчик поступил в Московский государственный университет на филологический факультет. Во время учебы Симон Львович продолжал работать вожатым. После выпускного он пробовал себя в разных направлениях.

«Я в первые десять лет довольно часто менял работу: школа в Москве, библиотечный техникум в Зубцове, несколько лет старшим вожатым в большом пионерском лагере, газета на строительстве стадиона в Лужниках, газета московских строителей, журнал «Пионер», а весной 1960 года, одновременно с рождением первого сына, я перешел в «Комсомольскую правду», – рассказывал Симон Соловейчик журналистам.

Во время этих «поисков себя» определились его направления работы: школа, дети, журналистика.

Работая в журнале «Пионер», под псевдонимом «Вожатый Сима Соловьев» он вел рубрику «Секретно и несекретно», куда каждый школьник мог анонимно написать и задать любой вопрос, получив ответ на страницах журнала. Из этих писем и статей сложилась первая книга Симона Соловейчика, которая называлась «Книга о тебе».

Будучи корреспондентом в «Комсомольской правде», он основал рубрику «Алый парус», предназначавшуюся для подростков. Там публиковались статьи и размышления на актуальные для школьников темы: статьи эти были интересны и злободневны, сопровождались бурными обсуждениями.

Трудные времена

Но в творчестве Симона Соловейчика было и другое время – когда даже его имя запрещали упоминать в газете, а его труды не печатали. Во второй половине 1970-х годов он уходит из всех газет и работает дома. В этот период им была написана книга «Педагогика для всех». Книга сразу стала сенсацией. «Педагогика для всех» не предписывает, как жить и каким быть: она исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких непременно будут трудности.

«Эту книгу необходимо прочесть всем, кто считает: нет более важного дела на земле, чем помочь раскрыться и попробовать помочь стать счастливым собственному ребенку», – прокомментировал книгу российский журналист Андрей Максимов.

В 1986 году все изменилось, и Симон Львович пришел работать в «Учительскую газету» простым корреспондентом. По его словам, в этот момент у него закончился личный период застоя, когда его практически не вспоминали, и начался период перестройки. Именно в то время, работая в «Учительской газете», Соловейчик стал разрабатывать новое педагогическое направление — педагогику сотрудничества.

Педагогика сотрудничества

Направление «Педагогика сотрудничества» началась с коммунарского движения – уникальной системы воспитания, основанной на коллективном творчестве. В рамках этого направление воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика, взрослого и ребенка.

«Я уверен, что «Педагогика сотрудничества» – это не описание методик или принципов преподавания или воспитания, хотя и это тоже, но прежде всего – это смысл современной школы, ее миссии и веры в то, что суть образования – в раскрытии сил и таланта самого человека, а не в стремлении соответствовать внешним требованиям или стандартам», – писал Симон Львович.

Основным моментом в его методике было понятие внутренней свободы, из которой развивались нравственные и умственные черты. Притом педагог не приравнивал свободу ко вседозволенности. По его убеждениям, свобода — это право выйти из рамок и интересоваться вещами вне вещей, и подобное стремление учителя и родители должны поощрять. Свободе нельзя научить, её можно только показать своим примером и хорошим отношением к ребёнку.

Новые имена

Симон Львович организовал первые встречи педагогов-экспериментаторов, которые до этого были известны лишь узкому кругу лиц, инициирует с ними встречи на центральном телевидении. Именно он познакомил страну с Шалвой Амонашвили из Тбилиси, Евгением Ильиным из Санкт-Петербурга, Виктором Шаталовым из Донецка. У каждого из них был свой конек, своя изюминка.

Вместе с открытыми им учителями Симон Соловейчик выпускает Манифест новой демократической школы. Соловейчик обобщил опыт их работы в книге «Педагогика сотрудничества».

«Первое сентября»

В 1992 году Симон Львович ушел из исчерпавшей себя на тот момент «Учительской газеты», и основал и возглавил газету «Первое сентября». На ее страницах он говорил о педагогике сотрудничества, знакомил с новыми именами в этой области, размышлял вместе с читателями о проблемах современной педагогики. Именно на ее страницах в 1994 году Симон Львович опубликовал Манифест «Человек Свободный», в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека.

«Мы воспитываем не ребенка, а человека. Каждому человеку, сколько бы ему ни было, хоть полгода, нужно, чтобы его считали человеком. Считайте человека за человека – больше для воспитания ничего не нужно, здесь – правда, только правда и вся правда», – писал Симон Львович.

Симон Соловейчик стал отцом троих детей, автором нескольких книг и сценаристом программы «Час ученичества». В своих трудах он описывал собственный опыт в воспитании сыновей и дочери. При этом современные педагоги отмечают то, насколько сильно его убеждения соответствуют сегодняшним реалиям, в отличие от реалий советских.

Жизнь Симона Львовича Соловейчика оборвалась 18 октября 1996 года в Москве.

508 просмотров