shutterstock.com

Личное пространство – это важная составляющая эмоционального состояния человека. Зрелая личность внимательно следит за соблюдением своих границ, однако, не каждый задумывается о том, что окружение также имеет границы, не всегда схожие с нашими.

На первый взгляд, может показаться, что отстаивание границ поведения в социуме – это сугубо «взрослый разговор». Однако, подрастающее поколение тоже нуждается в грамотном совете родителя, педагога или наставника, который точно знает, как защитить себя и не навредить другим.

Обида, агрессия, паника, злость – это первое с чем сталкивается ребенок, когда кто-то нарушил его личное пространство. Если вовремя не среагировать на эмоциональное потрясение, то даже незначительное вмешательство может остаться травмой на всю жизнь. Важно на раннем этапе адаптации ребенка в социуме помочь сформировать личные границы, научить давать отпор, обороняться при их нарушении и внешнем давлении. Стоит учесть, что защита от эмоционального давления может восприниматься как призыв к действиям физического характера. Необходимо объяснить ребёнку, что самооборона в этом случае – не кулаки, а разговор о том, «что я допускаю» и «что мне не приятно».

Независимо от возраста ребенка необходимо объяснить, что доверять своему чувству страха, говорить «нет», не стесняться своих границ – это нормально. Для решения проблемы можно прибегать к использованию разных форм: например, в дошкольном возрасте это ассоциативные методы и наглядные примеры (лопающийся шарик – как реакция на негативную ситуацию, деформация листа бумаги – демонстрация внутреннего состояния человека, создание палитры настроения с использованием красок). Для подростков наиболее актуальны следующие формы работы: моделирование жизненных ситуаций, тематическая рефлексия, знакомство с необходимой литературой.

Существует множество подходов к данному вопросу, главное – помочь растущему человеку отстоять свою территорию, осознать – где эта территория и её границы, а также относиться к проблемам ребёнка со всей серьезностью и принимать участие в их решении!

984 просмотров