Мотивация детей и подростков вести здоровый образ жизни shutterstock.com

Если проанализировать официальную статистику последних трех десятилетий, то, несмотря на популяризацию государством здоровьесберегающих поведенческих моделей среди населения и строительство повсеместно физкультурно-оздоровительных комплексов, цифры констатируют низкую приверженность людей молодого возраста к здоровому образу жизни. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения, снижение качества состояния здоровья вызывают озабоченность и нуждаются в поиске эффективных мер формирования мотивации к здоровому образу жизни.

Давно известно, что здоровье молодежи определяет уровень развития государства и общества в целом. Применяя методики оценки здоровья детей и подростков и анализируя полученные данные сегодня, завтра мы получаем прогноз благосостояния государства в будущем.

Что же такое здоровье и как его сохранить, формируя мотивацию детей и подростков к здоровому образу жизни. С физиологической точки зрения здоровье определяется как способность человека к социальной активности с учетом максимальной продолжительности жизни. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет понятие здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».

Несмотря на стремительное развитие медицины и создание в стране условий для поддержания и укрепления здоровья, данные статистики продолжают неумолимо свидетельствовать об ухудшении здоровья в особенности у детей и подростков. Зачастую эти причины связываются со школьным периодом. Есть даже такое понятие как «ухудшение здоровья школьников». Есть разные объективные и субъективные мнения, что ухудшение здоровья происходит в школе. Однако анализ всего жизненного цикла человека дает четкое осознание, что рост, формирование и развитие всех органов и функций организма приходится на детский и подростковый возраст и именно он является возрастом школьника. А от того как будут заложены основы правильного развития всех систем зависит и здоровье в зрелом возрасте.

Именно поэтому так важна мотивация человека к здоровому образу жизни и чем в более раннем возрасте она будет сформирована, тем менее выраженным будет влияние негативных факторов на здоровье человека. Если говорить о здоровом образе жизни как понятии, то его можно разделить на следующие направления:

  • человек своим поведением и своим образом жизни создает условия своего качественного здоровья, при этом обеспечивая свою собственную безопасность;
  • человек не допускает формирования у него тех привычек, которые негативно влияют на его собственное здоровье.

Таким образом, формирование здоровьесберегающего поведения формируется у человека в раннем детстве. Так как же вести ребенку это здоровый образ жизни, кто должен следить и формировать здоровый образ жизни ребенка и подростка. Вырисовывается парадоксальная картина – это те, кто проводит с ребенком и подростком большую часть его времени, то есть жизни. В своем наиболее частом случае это родители, близкие люди и педагоги. Поэтому так важны постулаты сохранения дружных отношений в семье и уважительного отношения к педагогам. В ином случае – образ жизни ребенка будут формировать люди, которые оказывают на него большее влияние, то есть те, к кому уходят подростки не находя поддержки и понимания близких. В позитивном варианте это тренера и руководители кружков, секций, клубов, в негативном – улица, субкультуры, компании, формирующие иногда асоциальное поведение и негативные установки.

Как сформировать здоровьесберегающее поведение. Некоторые полезные советы тех, кто изучает влияние различных факторов на здоровье человека. Для начала это режим дня ребенка. Отход ко сну за полночь и начало дня в 14 часов дня по субботам и воскресеньям никогда не впишутся в понятие здоровый образ жизни. Если ребенку не хватает времени днем, нужно однозначно либо уменьшать количество занятий и дел, либо выполнять их в более быстром темпе. Необходимо правильно и рационально распределять свое время. Разумное чередование физического и умственного труда и периоды полного расслабления организма (полноценный сон) вот основа здорового образа жизни.

Когда формируют рекомендации по здоровому образу жизни, всегда говорят о рациональном питании. Правильное здоровое питание – тема, не сходящая с самых разных площадок для обсуждения, об этом написано большое количество научных трудов и книг, снято множество телепередач, создано блогов и информационных ресурсов.

Если кратко то все они сводятся к нехитрым принципам: ограничение животных жиров, увеличение количества растительных продуктов, исключение из меню «быстрых» углеводов (газировки, фаст-фуда, чипсов и пр.), соблюдение питьевого режима, употребление в пищу свежих продуктов, исключение негативных продуктов (алкоголя, крепких напитков, энергетиков). Желательно, что бы пища содержала макро- и микроэлементы, витамины.

Здоровый образ жизни это и физическая активность. Современные условия жизни сделали жизнь человека комфортной, менее активной. Мы все реже ходим пешком, все чаще проводим время, сидя за компьютером. Нужно помнить, что организму движение просто необходимо. Двигательная активность – фактор, влияющий на здоровье человека. Можно заняться спортивной ходьбой или бегом, плавать в бассейне, Прогулки на велосипеде, йога – ограничений практически нет. Нужно всегда помнить, что движение – это жизнь.

Так что же такое мотивация к здоровому образу жизни? Толковые словари (Ушаков Д.Н.) трактуют мотивацию как совокупность мотивов, которые обусловливают тот или иной поступок.

Формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков это все же целостный процесс, который обусловлен внешними и внутренними факторами, которые должны проявляться в сотворчестве тех, кто находится рядом с ребенком. Опять пресловутый и нерушимый союз семьи и школы.

Важны также мотивы самого ребенка, его ценностные ориентиры, интересы, индивидуальные свойства. Тем, кто формирует мотивацию ребенка важно помнить, что необходимо формировать конкретные ближайшие ценностные установки ребенка. Возможность, при несоблюдении здоровьесберегающих принципов, инфаркта или инсульта в старости не может мотивировать ребенка. Такой далекий прогноз для ребенка не представляет никакой субъективной важности (выгода от здорового образа жизни должна находиться в пределах одного-двух, максимум трех лет).

Основные мотивационные факторы, которые формируют полезные привычки и могут стать основой для формирования здорового образа жизни:

Мотивация подчинения правилам общества. Ребенок остро воспринимает неприятия его личности окружающими. На этом, например, строится мотивация ребенка на выполнение гигиенических процедур. Часто дети перенимают в компании привычки и предпочтения. Компания с позитивными выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

Мотивация социализации. Имидж в обществе может иметь различное значение. В асоциальных компаниях может быть проявление негативного превосходства, а в позитивной ситуации ребенок стремится к достижению наилучших качеств личности.

Мотивация удовольствия. Удовольствие от формирования здорового тела – достаточный стимул для соблюдения здорового образа жизни.

Мотивация самосохранения. Может действовать при наличии проблем со здоровьем. Аллергик или больной сахарным диабетом, вряд ли будет есть сладости и цитрусовые, зная, что они могут вызвать состояние, угрожающее жизни. Именно эта мотивация может быть решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой.Нужно также помнить о том, что необходимо быть честными по отношению к ребенку. Говоря об опасность курения лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков. Если ребенок будет видеть, что масса людей (и даже родителей) курит и ведет активный образ жизни можно потерять доверие ребенка. Есть еще одна причина – мотивация самосохранения у детей невысока: дети часто уверены, что это про других людей, уж с ними то ничего страшного не произойдет.

Мотивация к созданию привлекательных материальных условий.Можно приобретать, например, забавные зубные щетки с изображением героев, красивую одежду и аксессуары для занятий спортом. Красивые, внешне привлекательные вещи могут стать одним из стимулов здорового образа жизни.

Мотивация значимой личности. Большую роль в мотивации имеет человек, который очень значим для ребенка (родитель, педагог). Поэтому необходимо стремиться овладеть теми знаниями и навыками, с помощью которых можно направить ребенка на путь здорового образа жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни и мотивация к его формированию являются рациональными неотъемлемыми факторами, которые формирует и общественное и индивидуальное здоровье, что в конечном итоге становится важной задачей социальной политики страны в деле охраны и укрепления здоровья нации.

1201 просмотров