Оценка результатов обучения – важная часть образовательного процесса и она не должна ограничиваться отметкой в дневнике. Совместный анализ работы, рекомендации на будущее, похвала за усилия помогают повысить успеваемость и удовлетворенность процессом обучения. Эффективная обратная связь – важный инструмент в профессиональной копилке учителя.
Обратная связь должна носить воспитательный характер
Давая обратную связь ученику только выставляя оценку, мы упускаем потенциал ошибки как точки роста. Эффективная обратная связь означает пояснение того, что ученик сделал правильно или неправильно. Нам следует сосредотачиваться на успехах ученика, не упуская возможности поддержать его усилия. И не забывать принцип “бутерброда обратной связи”: комплимент, правильный ответ с примером, комплимент.
«Хороша ложка к обеду», а обратная связь вскоре после деятельности
Вовремя предоставить обратную связь значит помочь ученику сформировать причинно-следственные связи, сохранить мотивацию к учебе и веру в собственные силы. Для нас важно научиться подмечать успехи наших учеников не только в усвоении знаний, но и в воспитательной работе, своевременно отмечая положительные изменения.
Необходимо учитывать индивидуальные потребности ученика, давая обратную связь
Класс – это группа, состоящая из индивидуальностей. Обратная связь не для всего класса, а с вниманием к каждому ученику позволяет поддерживать мотивацию учащихся и познавательную активность. Помните о принципе “бутерброда” и тогда ученики будут с радостью ожидать оценки результатов их труда. Мы также можем предлагать школьникам делать заметки во время обратной связи, чтобы учить их самостоятельному анализу своей деятельности.
Важно использовать разные формы обратной связи
Устная, невербальная или письменная форма – это разные способы обратной связи. Раздать листы с ответами или карточки с комментариями в начале занятия позволит школьникам снизить беспокойство и приступить к конструктивному обсуждению.
Регулярно давать себе обратную связь по образовательному и воспитательному процессу ученика
Есть четыре вопроса, которые мы можем задавать себе, чтобы отслеживать изменения в поведении и успеваемости наших подопечных.
- Что ученик может делать?
- Что ученик не может делать?
- Как работа ученика соотносится с работой других?
- Как ученик может добиться большего успеха?
Нам важно поощрять обратную связь от самих учеников
Ученики могут давать обратную связь по изученному материалу, по выбранному формату предоставления информации, по удовлетворенности от проведенного мероприятия и многим другим. Таким образом, они смогут научиться положительно относиться к конструктивной критике и адекватному способу ее предоставления. Опросы могут быть анонимными или, к примеру, голосование карточками разных цветов. Для нас результаты опросов учеников являются вектором для профессионального развития и способом поддерживать доверительные отношения с учениками.
Обратная связь может быть эффективной только в том случае, когда мы искренне заинтересованы в развитии наших учеников. Творческий подход в анализе результатов нашей работы позволяет снизить риск профессионального выгорания. А навык конструктивной обратной связи будет помогать ученикам на протяжении всей жизни.