Мотивировать «немотивированных» подростков – непростая задача. Образ ленивого подростка стал настолько обыденным, что многие люди просто предполагают, что ленивость и немотивированность – естественное последствие подросткового возраста. Но так ли они безразличны на самом деле? Разве их нужно мотивировать встретиться с друзьями, сходить в кино или посмотреть видео на Ютубе? Вероятно, что на самом деле подростки более мотивированы, чем нам кажется.
Школьники, которые мотивированы и заинтересованы в обучении, добиваются большего успеха в разных сферах жизни. Так какие принципы мотивации учащихся существуют?
1. Ищем внутреннюю мотивацию
Как правило, школьники получают удовольствие от процесса обучения и достигают результата, когда они внутренне мотивированы. Учителям важно определить какая внутренняя мотивация актуальна для каждого учащегося как в образовательном, так и в воспитательном процессах. Если школьник не понимает, какое отношение имеет к нему эта задача, ему будет сложно найти желание ее выполнить.
Фундаментальная потребность подростков – чувство автономности. Подростки хотят чувствовать себя значимыми. Они хотят продемонстрировать себе и миру, что они важны и способны изменить мир к лучшему. Многие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются подростки, возникают из-за того, что их желание быть значительным игнорируется или преуменьшается.
2. Ставим цель на усилия, а не достижения
Школьники упорствуют перед лицом сложных задач и глубже обрабатывают информацию, если ставят перед собой цели на совершенствование и процесс, а не результат. Когда учащиеся ставят цель «успеваемость», то они часто стремятся избегать задач, которые могут выявить слабые стороны, и в конечном итоге упускают возможности, которые способствуют развитию новых навыков. Те, кто мотивирован на совершенствование и изучение новых навыков демонстрируют более высокий уровень компетентности.
3. Поддерживаем их веру в собственные силы
Ожидания учителей в отношении своих учеников влияют на возможности учеников учиться, их мотивацию и результаты обучения. Важно хвалить школьника за его усилия. Придираться к детям неэффективно. Каждый раз, вместо того, чтобы взяться за дело, ученик будет избегать его. Наши установки в отношении детей имеют прямую зависимость с их успехами и самооценкой, что неоднократно подтверждено исследованиями.
4. Помогаем ставить цели
Постановка краткосрочных (ближайших), конкретных и умеренно сложных целей усиливает мотивацию больше, чем постановка долгосрочных (отдаленных), общих и чрезмерно сложных целей. Школьники могут использовать краткосрочные (ближайшие), конкретные и умеренно сложные цели для повышения самоэффективности и продвижения к более крупным целям. Учитель может помочь подростку вести учет прогресса в достижении целей. После того как ребенок добьется успеха в достижении умеренно сложных ближайших целей, он с большей вероятностью станет ставить и большие удаленные цели себе.
Обычные стратегии, такие как простое положительное подкрепление или наказание, обычно работают временно, если вообще работают. Опора на вышеизложенные принципы, способствует устойчивому результату по мотивации подростков.