Главная задача современного учителя заключается в разработке и проведении такого урока, который гармонично сочетал бы в себе учебную и творческую деятельность обучающегося, обеспечивал благоприятные условия для становления его субъектной позиции, раскрытия творческого потенциала, развития критического мышления, навыков самоанализа, проектировочной деятельности. Урок, соответствующий обозначенным требованиям, способен увлечь и «расшевелить» любого школьника, вызвать его положительную мотивацию и убедить в том, что обучение – это интересное занятие. Важно отметить, что, если ученик увлечен учебным предметом, если он с удовольствием идет на урок, активно включается в организованную учебную деятельность, то и сам педагог, методически грамотно сопровождающий процесс обучения, выстраивающий доверительные отношения, становится для школьников значимым и авторитетным.

Такому авторитетному учителю гораздо проще оказывать разного рода влияние на своих воспитанников, поскольку к его мнению ученики будут больше прислушиваться, его советам будут больше доверять, а его просьбы и рекомендации будут воспринимать позитивнее. В таких условиях у учителя появляется реальная возможность в полной мере реализовать воспитательный потенциал и своего учебного предмета, и мероприятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности. А учащиеся станут надежными помощниками реализации идей и планов учителя.

Современный урок, нацеленный на достижение личностных результатов обучения, предполагает использование современных форм, технологий и методов обучения, таких как проблемное, проектное, модульное обучение, кейс-технология, технология развития критического мышления, игровые методы обучения и другие. Формированию активной деятельностной позиции учеников будут способствовать задания по подготовке докладов, сообщений, презентаций, написанию эссе.

Трудно представить современный урок без использования интернет-ресурсов, мультимедиа и возможностей социальных сетей. Практически у каждого современного школьника есть профиль хотя бы в одной социальной сети, откуда он черпает огромный массив не рецензируемой и непроверенной информации. 

В процессе учебной деятельности эта информация может обсуждаться, анализироваться, подвергаться сомнению с тем, чтобы подвести учеников к распознаванию маркетинговой манипуляции, фейков, провокационных материалов. Использование технологии критического мышления в работе с такими материалами даст возможность сформулировать собственные выводы, умозаключения и станет действенным методом обучения и воспитания. 

Важной задачей в рамках личностного развития обучающихся является развитие эмоционального интеллекта детей и подростков, умения адекватно реагировать на происходящие события. К сожалению, эмоциональный интеллект учеников нередко характеризуется недостаточным уровнем развития, что проявляется в осознании собственной исключительности и неповторимости, противопоставлении себя окружающим, в нестабильности эмоционального состояния, проявлении чувств и эмоций. 

Есть такое мудрое выражение, что жизнь на 10% состоит из событий и на 90% из нашего к ним отношения. Эта мысль обуславливает значимость развитого эмоционального интеллекта и актуальность работы над повышением его уровня, как инструмента адекватного восприятия и реагирования на происходящие события окружающей действительности. Целенаправленная и грамотная работа в этом направлении позволит педагогу осуществить коррекцию эмоционального интеллекта учеников и, соответственно, получить более высокие результаты их личностного развития, которые будут проявляться в способности контролировать свои эмоциональные реакции, поступки, свободно и бесконфликтно общаться, уважать мнение другого человека, принимать ответственные решения, основываясь на собственной точке зрения, уверенности в себе, в собственных силах. Кроме того, развитый эмоциональный интеллект – это психическое и физическое здоровье, работоспособность, это гарантия успеха в самореализации, в том числе и в учебной деятельности.

Таким образом, современный урок невозможно представить без взаимопроникновения и тесного переплетения целей, задач и методов достижения образовательных результатов, которые включают в себя учебную и воспитательную составляющие.

462 просмотров