Последние исследования в области профориентации школьников показывают, что большинство из них не знают, кем они хотят стать в будущем. Так, по результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке Министерства просвещения, более 70% школьников не определились со своими планами на будущее. Часть выпускников после окончания школы выбирают вузы, основываясь на рейтинге и престиже специальностей или полагаясь на советы родственников. Другая часть поступает в университеты исходя из проходных баллов на факультеты и результатов ЕГЭ. Осознанный ли это выбор? Конечно, нет.

Международный опыт в профориентации

Решением проблемы может стать ранняя профориентация детей, которая во многих странах начинается еще в младших классах.

Досье на школьника во Франции

Во Франции в день зачисления учащегося в первый класс на него создают досье, в которое вписывается информация об увлечениях и склонностях ребенка. Учителя внимательно наблюдают за развитием его интересов, а в средней школе начинают знакомить с разными профессиями. Вся информация передается родителям, поэтому они активно вовлечены в процесс выбора специальности. Если у ребенка возникают трудности с самоопределением, то с ним работает школьный психолог, проводя тестирования успеваемости по различным предметам и давая рекомендации родителям, какие способности нужно развивать. Также во Франции принято устраивать деловые игры, тренинги, встречи с успешными предпринимателями. Подход, который французы применяют относительно профориентации школьников, подтверждается наличием в стране специальных центров: Парижский институт исследований в области труда и профессиональной ориентации, Региональный институт профориентации в г. Лилле, Марсельский институт биометрии человека и профессиональной ориентации и др. Эти центры не только позволяют детям правильно определиться с будущей профессией, но и реализуют потребности рынка труда в кадрах, чтобы не возникало перекосов.

Индивидуальный процесс обучения в Японии

В Японии, стране, которая добилась невероятных успехов в столь короткие сроки, профориентация учеников — основа учебного процесса. Возможно, этим и объясняется трудолюбие и такая самоотдача японцев на работе, ведь они с детства понимают, каким будет их дело жизни. В стране действует уникальная методика, которую разработал ректор университета Асия (Asia University) профессор Фукуяма. Тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест). В основе метода — осознанный выбор, который опирается на самоанализ ученика, изучение профессий и практику. Учащиеся с 7 по 9 класс каждый год пробуют себя в 16 различных специальностях, которые в целом отображают рынок труда Страны восходящего солнца. Сферы представляют собой работу с человеком, природой, техникой, знаковыми системами или художественными образами.

В итоге школьники к 9 классу имеют уже опыт работы в 48 профессиях. Далее ученик проходит специальный тест, в котором анализирует свой опыт по 62 пунктам и по пятибалльной шкале навыков. То же самое делают преподаватели и психологи. Результатом становится индивидуальная программа дальнейшего обучения, которая предлагается школьнику для формирования и развития профессиональных качеств и компетенций.

Далее в институте к первокурсникам присматриваются компании и корпорации в поисках кадров. Они приглашают молодых людей на практику, погружают в жизнь организации, заинтересовывая их миссией, ценностями и корпоративной культурой. Так студент уже в самом начале своего обучения становится «трудовым фанатом» своего будущего работодателя. Видимо, отсюда у японцев такая мотивация работать до износа, многие офисные работники падают от усталости и засыпают в парках и скверах, не доходя до дома. Также в японских компаниях есть возможность обучиться и другой профессии и получить опыт работы — таким образом у сотрудника открываются новые карьерные пути, если по своей специальности он уже не продвигается. Кстати, сейчас мировое сообщество отходит от общепринятого понятия «профессия». Теперь ценным признается специалист, имеющий компетенции в смежных областях.

623 просмотров