Несогласованность воспитательного процесса и его последствия 

Можно обозначить ряд причин возникновения отклоняющегося от общепринятых норм поведения детей. Одной из основных является наличие разного рода конфликтов и проблем в семье, обусловленных противоречиями в социальной сфере. Так, с одной стороны, государством разрабатываются и реализуются целевые программы по материальной поддержке семей (материнский капитал, льготное ипотечное кредитование, выплаты пособий на детей). С другой стороны, в обществе сохраняются негативные процессы, ведущие к обострению семейных проблем и отрицательно влияющие на психику детей, их воспитание и развитие. Это низкий материальный уровень многих семей, особенно молодых, не снижающееся число разводов, соответственно увеличивающееся число неполных семей и т.д. Другой серьезной причиной детских девиаций является несовпадение взглядов семьи и школы на воспитание, а также противоречивое отношение к этим вопросам родителей, несогласованность воспитательного воздействия на ребенка внутри семьи.

Мотивация родителей

В этих условиях сложно переоценить роль психолого-педагогического просвещения родителей, которое может обеспечить профессиональное сообщество педагогов. Формы работы с родителями могут быть самыми разными и должны определяться желанием либо его отсутствием взаимодействия со школой. По этому основанию родителей условно можно разделить на три группы. К первой отнесем родителей, которые в любой момент готовы откликнуться на любую инициативу учителя, классного руководителя. Это настоящие помощники учителя, проводники его идей, партнеры воспитательного процесса. Вторая группа – родители, которые проявляют активность только в том случае, если предложения педагогов полностью совпадают с их представлениями о воспитательной работе, и они ясно представляют, чего от них ожидает учитель или классный руководитель. И, наконец, родители, отрицательно относящиеся к образовательному процессу в современной школе, к учителям и не скрывающие своей негативной позиции.

Практикум и тренинг для родителей

Организация работы с каждой из этих категорий родителей требует своих особенностей, обозначить которые можно только при тесном общении с ними, изучении внутрисемейной обстановки, понимании того, в какой педагогической или психологической помощи нуждается сам родитель. Формы совместной работы школы и семьи могут быть как всем знакомыми – традиционными (родительские собрания, беседы, посещение семьи), так и инновационными – родительский лекторий, практикум, тренинг, круглый стол, в том числе с использованием интернет-ресурсов. Главное, чтобы выбранные формы взаимодействия способствовали установлению доверительных и конструктивных отношений, и обеспечивали положительный результат совместной деятельности.

Здесь уместно вспомнить еще одного классика отечественного воспитания – А.С. Макаренко, который писал, что «воспитывает детей все: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Очевидно, что от согласованности в мыслях, поступках, ожиданиях тех и других будет зависеть результат воспитания и развития ребенка.

Современная социально-педагогическая ситуация очень благоприятна для проявления активной позиции со стороны родителей. Федеральным законом от 31 июля 2020 года №304-ФЗ в действующий Закон об образовании №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года внесены изменения, значительно расширяющие права родителей в планировании и организации образовательного процесса в школе. Задача педагогов в этих условиях заключается в эффективном использовании воспитательного потенциала родителей в разных сферах жизни классного коллектива и школы в целом (планирование, организация, анализ учебно-воспитательной и внеурочной досуговой деятельности).

Партнерские отношения

От установления конструктивных партнерских отношений выигрывают все: классный руководитель, который приобретает заинтересованных единомышленников и помощников, родители, которые получают квалифицированную педагогическую поддержку и ощущают свою причастность к достижениям и успехам ребенка, и более всего выигрывает сам ребенок, поскольку чувствует единство требований и подходов к его воспитанию, как со стороны школы, так и со стороны родителей.

В целях поддержания установившихся партнерских отношений педагогу необходимо знать и соблюдать принципы эффективного взаимодействия с родителями обучающихся. Во-первых, это согласованность действий, которая обеспечивает обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров, сохраняет гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку. Во-вторых, сопереживание, как высокий уровень причастности к решению значимой для обеих сторон задачи. В-третьих, содеянность – совместная согласованная деятельность в вопросах воспитания детей.

478 просмотров