Порой создается впечатление, что «детство» перестало быть самым беззаботным периодом в жизни человека. Осознанные родители уже с первого года ребенка продумывают, какие развивающие игрушки выбрать и какую методику раннего развития предпочесть. Конечно, можно только радоваться такому внимательному отношению к ребенку и его будущему. Но важно спросить, есть ли место спонтанной детской игре?
Что такое «игра»?
Игра – это традиционный и неотъемлемый атрибут детства. Игра – это то, что сохранялось в жизни детей во все мировые исторические катастрофы. Игра – это основополагающая деятельность детей.
Теперь давайте вспомним день или неделю из жизни наших детей. Сколько времени в нем отведено на игру? Что это за игра? С кем и с чем?
В жизни вашего ребенка есть место для спонтанной игры или в его расписании, в основном, структурированные занятия в детском саду? Есть ли у него пространство для игры на открытом воздухе или он предпочитает «сидеть в гаджете»? Позволяете ли вы ребенку играть как он хочет или настоятельно рекомендуете “заняться полезным делом”?
Современная тенденция по значительному снижению времени на игру вплоть до полного ее исчезновения в жизни детей влечет серьезные негативные последствия.
Спонтанная свободная игра, когда ребенок сам решает во что играть и как. Это игра без взрослых, игра в которой он использует воображение, и на основе его интересов. Нет правильной или бесполезной игры. В игре дети развиваются и обучаются. Через нее дети познают себя и окружающий мир.
Почему играть нужно?
Начнем с того, что право на «игру» зафиксировано не только в учебниках по развитию детей, но и комиссией ООН по правам человека. Преимущества игровой деятельности неоспоримы и неоднократно подтверждены.
Развитие физического здоровья через игру:
- ловкость
- координация
- выносливость
- общая физическая подготовка.
Развитие социальных навыков через игру:
- эмпатия
- уважение
- сотрудничество
- умение преодолевать конфликты.
Развитие психологических качеств через игру:
- любопытство
- уверенность
- формирование самооценки
- креативность.
Что делать родителям?
Конечно, родителям сейчас не просто. Ритм жизни, гаджеты, стрессы, – все это не помогает процессу воспитания. Вряд ли мы сможем это кардинально изменить, но давайте подумаем, что в наших силах.
Предоставляйте ребенку время для игры. Буквально выделите время, в которое ребенок ничем не занят.
Не бойтесь, что ребенку поначалу может быть скучно. Именно в момент скуки начинает работать воображение.
Играть можно не только в игрушки. Картонные коробки, ветки, отрезы ткани, пуговицы – отличная замена привычным куклам и машинкам.
Помните, традиционные игры на свежем воздухе – важная основа для развития навыков сотрудничества.
Воздействие игры на ребенка имеет долгосрочные положительные последствия, влияя на физическое, социальное и психическое развитие. Польза распространяется и на отношения между детьми и родителями. Дети с удовольствием делятся с родителями рассказами о прошедших играх, идеями о будущих и радостными эмоциями от них.