shutterstock.com
Первый этап
На лицевой стороне маршрутного листа записываются рассматриваемые вопросы:
1. Тема Поэта и поэзии в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» и «Пророк»; анализ идей поэта и средств художественной выразительности.
2. Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Пророк» и М. Ю. Лермонтова «Пророк».
3. Нравственные проблемы человека, одаренного даром поэзии; трагическое звучание темы Поэта и поэзии в стихах Пушкина и Лермонтова.

Далее записываются требования к изучению темы:

  • Знать: историю создания стихотворений М. Ю. Лермонтова о Поэте и поэзии, контекст написания стихов, их идеи, а также тропы и фигуры; поэтическую позицию М. Ю. Лермонтова по поводу назначения Поэта и его долга; особенности воплощения темы Поэта и поэзии в стихах М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина (стихотворение «Пророк»).
  • Уметь: анализировать идейно-тематическое содержание и художественные особенности стихотворения; проводить сравнительный анализ стихов, их тропов и фигур; высказывать свою точку зрения на развитие темы Поэта и поэзии в стихах М. Ю. Лермонтова.
  • Осознавать и чувствовать: трудности рождения поэтического слова, драматизм жизни Поэта и его трагическую судьбу, стремление поэтов к свободе и идеалу, красоту поэтического слова и художественных образов.

На обратной стороне маршрутного листа в виде таблицы создаются разделы, конкретизирующие изучение основной темы, а также теоретические и практические виды работ. (Например: 1) роль тропов и фигур в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Пророк», 2) найдите метафоры и сравнения, другие средства художественной выразительности в стихотворении, запишите, какое значение они имеют для отражения его основной идеи и т.д., 3) сравните образы Поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.)

Задания должны быть разного уровня. Например, «найти эпитеты, выражающие состояние лирического героя», «ответьте на вопрос, почему Лермонтов обращается к образу Байрона» и т.д. Маршрутный лист выдается каждому ученику. С помощью листа учитель дает возможность ученикам понять, что именно от них нужно, какие задачи необходимо решить на уроке.

Второй этап

Класс делится на Скрам-команды (3 – 5 человек), если кто-то из учеников не хочет выполнять ту или иную роль, учитель или Скрам-мастер подбирают ему другую. Скрам-мастер – это член команды, который поможет спланировать работу, поддержать рабочую атмосферу, ответить за правильное положение стикеров на Скрам-доске. Кроме того, именно Скрам-мастер может планировать свои действия на 2–3 урока вперед.

Скрам-доска – непременное условие планирования, как правило, она содержит три столбца. Скрам-доску можно сделать в любой из интерактивных платформ, на которой работает педагог. Например, в ZOOM вы можете получить доступ к виртуальной Zoom Whiteboard – уникальному инструменту, с помощью которого можно поделиться информацией, как на обычной доске.

  • В столбце «План» каждая команда прикрепляет стикеры с задачами.
  • Следующий столбец – «В работе», в него прикрепляются те задачи, над которыми работа в команде идет в текущий момент. С помощью этой доски учитель видит, чем занята каждая из команд.
  • Третий столбец – «Сделано», в него перемещаются выполненные задачи; критерии выполнения разрабатываются командой заранее. Если кто-то из команды не понял решение этой задачи, она не может перейти в статус «Выполнено».

Преимуществом Скрам-метода является то, что каждая команда сама планирует цели и их достигает. Учитель перемещается между группами, помогая школьникам справляться с трудными вопросами. В начале каждого следующего урока проводится небольшое совещание: команда обсуждает то, что уже сделано, как можно улучшить работу и устранить препятствия, которые есть в работе. Все это можно сделать в режиме онлайн. Перед итоговым контролем или в конце спринта ребятам необходимо провести самооценку. Этой цели служит лист обратной связи, где ученик пишет, что он умеет, что понял, осознал, эмоционально воспринял, а что пока нет.

Третий этап

Скрам-метод на контрольном этапе позволит каждому члену команды понять, что ему необходимо повторить перед обобщающим уроком, как можно исправить свои недочеты. Необходимо помнить, что задача учителя – проверить умения ученика, усвоенные им понятия, оценить уровень понимания им идеи произведения и средств ее выражения. Итоговый контроль должен быть понятен и предсказуем для ученика. Целесообразно снова поставить перед ним задачу, которая была в маршрутном листе.

Самоконтроль учеников может выражаться в оценивании собственных умений и навыков, а также в ответе на вопрос, какую позицию занимает автор произведения, в чем его основная идея, какие нравственные вопросы ставит поэт или писатель, с помощью каких образом он их воплощает.

Применение scrum-методики при изучении темы Поэта и поэзии

На уроке в 9-м классе рассматриваются стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…» и «Пророк».

Интернет-пользователю поручается найти историю создания стихотворений по этой теме. Например: «Стихотворение принадлежит к юношескому периоду творчества поэта: оно создано в 1832 году, когда М. Ю. Лермонтову исполнилось восемнадцать лет. Мы узнаем, что уже в начале 1830-х годов поэзия Лермонтова пользовалась признанием в узком кругу его почитателей. Видимо, кто-то из близких поэту (Ю. Н. Бартенев, А. М. Верещагина или другие лица московского окружения) сравнил его с Байроном. Первая строка – отрицание: «Нет, я не Байрон, я другой» – позволяет предполагать, что кто-то вел разговор с Лермонтовым на эту тему. Впервые же стихотворение опубликовано в 1845 году, после смерти поэта».

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!

Этот материал ученик Интернет-пользователь может представить в любой форме: от устного рассказа в системе ZOOM по веб-камере до презентации.

Например, демонстрация ролика по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=kjCvSgdVIoE, где актер Александр Кайдановский читает это стихотворение.

Стихотворение «Пророк» Интернет-юзер может представить роликом в исполнении актера и режиссера Н. Бурляева по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=UF_tP4MgeYM. Ролик из художественного фильма «Лермонтов» (реж. Н. Бурляев, Мосфильм, 1986) погружает школьников в обстановку светского общества, антагонистом которого был Лермонтов.

Интернет-пользователь самостоятельно делает вывод: «Стихотворение «Пророк» – последнее произведение М. Ю. Лермонтова. Следующие листы в альбоме, подаренном поэту В. Ф. Одоевскому, не заполнены. В этом стихотворении Лермонтов продолжает тему пушкинского «Пророка» – о высоком назначении Поэта. Недаром он демонстративно начинает с того, на чем кончил Пушкин: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка…». В отрывке из художественного фильма Н. Бурляева вы видели, как поэт отличался от окружавших его светских людей, как трагичен был его вызов обществу…

Следующими участниками Скрам-команды – Теоретиком и Творцом – может быть продемонстрировано мини-сочинение или презентация, на слайдах которой последовательно возникают литературоведческие понятия, необходимые для осмысления данной темы (монолог, лирический герой, романтизм как литературное направление, «золотой век» русской поэзии, ямб, противопоставление, сравнение, риторический вопрос, риторическое восклицание, метафора, эпитеты).

Скрам-мастер и Владелец объясняют эти понятия, находя их примеры в стихотворении. Каждая скрам-команда готовит свои слайды, на которых будут размещены понятия и примеры к ним.

Слайды могут отражать следующую информацию (все слайды сопровождаются иллюстрациями, которые участники команд находят в сети Интернет). Безусловно, приведенное ниже содержание слайдов не является чем-то аксиоматичным – участники команд могут найти и другую информацию, по-другому выразить свои мысли и чувства, главное, чтобы были решены задачи урока:

  • Обратимся к образам лирического послания Лермонтова, написанного им от первого лица в форме монолога (лирический герой и сам поэт совпадают).

*Справка: лирический герой – это образ поэта, его лирическое «Я». Справки дает Интернет-пользователь или Владелец.

  • Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824) – английский поэт-романтик, прославивший свободу человеческого духа, непримиримый к косности, невежеству и равнодушию людей. Представление о Джордже Гордоне Байроне вы можете получить из фильма – видео-урока «Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой». Видеоурок по литературе 7 класс», https://www.youtube.com/watch?v=ZnJBRn20PYw, можно использовать его фрагменты.
    • Герой Байрона – разочарованный и протестующий человек, готовый бороться за свободу. Гордые романтики из поэм и стихов Байрона не видят и не ищут единомышленников, оставаясь в одиночестве со своими страданиями и борьбой, обреченной на поражение.
    • Байрон до конца своих дней сохранял веру в силы человека, его способность изменить мир к лучшему. Байрон погиб в Греции, героически сражаясь вместе с греческими патриотами против турецких завоевателей. Сердце и легкие Байрона похоронено там, по его собственному завещанию, на настоящий момент они перезахоронены в Англии.

*Вопрос от Скрам-мастера к Интернет-юзеру: «В каком городе похоронены сердце и легкие Байрона? Есть ли на месте захоронения памятник?» (на этот вопрос Интернет-юзер дает ответ в конце урока).

  • М.Ю. Лермонтов, как и все поэты «золотого века», находился под влиянием идей английского романтика. В 1836 году Лермонтов перевел лучшее из стихотворений цикла «Еврейские мелодии» – «Душа моя мрачна…».

*Целесообразно, чтобы это стихотворение прозвучало. https://www.youtube.com/watch?v=GC7MURpkgOU, музыка и исполнение – Борис Рощин. Учителю можно включить в урок и спросить у участников команд о настроении стихотворения, о том, с помощью каких художественных средств удалось поэту передать интонацию трагического мироощущения лирического героя и его стремление к идеалу.

  • В произведении «Нет, я не Байрон, я другой…» поэт с уверенностью заявляет о своей непохожести на Байрона. Да, его талант сродни дару английского поэта, он тоже «гонимый миром странник», но душа у него другая – русская. Лермонтов осознает себя творческой личностью, равной Байрону. Пока люди не знают его стихов, он для них только «неведомый избранник», но ему еще предстоит открыть новый путь в искусстве, познать самого себя, природу и общество.
  • Душа поэта – загадка, тайна, как таинственны океанские глубины: «Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы?» – этот вопрос тревожит лирического героя. Читая стихотворение, мы понимаем, что Лермонтов предчувствовал и осознавал свое избранничество – быть поэтом и рано умереть. Ему уже многое пришлось пережить, а сколько еще впереди страданий?..
  • «В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит», – признается поэт. Душа сравнивается с океаном не случайно: она так же глубока, мучима страстями, непредсказуема, как водная стихия.
  • Лермонтов знает о том, что его жизнь на земле будет недолговечна даже по сравнению с жизнью Байрона, ум поэта «немного совершит». «Гонимый миром странник» – Поэт – избранник Бога: «Кто Толпе мои расскажет думы? Я – или Бог – или никто!». Лирический герой с уверенностью восклицает, что только он сумеет донести до людей слово Бога.
  • Вспоминается «Пророк» А.С. Пушкина, где высказывается идея о пророческом предназначении Поэта. Восемнадцатилетний Лермонтов, продолжая традиции и Байрона, и Пушкина, создает свой первоначальный образ – образ «русского душой» трагического поэта.

*В урок целесообразно включить разные варианты прочтения стихотворения «Пророк» А.С. Пушкина, например, И. Смоктуновского (https://www.youtube.com/watch?v=rwanD-euW6Q) или Аслана Ахмадова (aвтор идеи и режиссер – Aslan Ahmadov оператор – Влад Опельянц музыка – Liza Gerrard). Они могут быть найдены самими участниками Скрам-команды или подсказаны учителем.

  • В двенадцати стихотворных строках стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк», написанных ямбом словно на одном дыхании, мы узнаем о рождении нового художника, представляем его мироощущение, стараемся угадать его будущее.
  • Страстность, глубина души, осознание трагичности жизни – все эти черты лирического героя представлены в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…», и этим оно особенно интересно.

При сопоставительном анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» и А.С. Пушкина «Пророк» Теоретик и Творец представляют следующую информацию, она может быть оформлена в виде презентации:

  • Пушкин написал свое стихотворение в начале 1826 года. Он утверждает в нем Божественную природу происхождения поэтического дара, великое значение поэзии и роль поэта как глашатая идей добра, любви и справедливости. Чувство высокой ответственности перед читателем, дар будить в людях «добрые чувства» унаследовал Лермонтов от Пушкина.
  • Лермонтов считал, что нужна поэзия, обличающая пороки общества, но на собственном опыте знал, что такие стихи, будучи обнародованы, приносят только беды. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840) поэт задает вопрос, который звучит трагически: «К чему толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь, Чтоб бранью назвали коварной Мою пророческую речь?» (М.Ю. Лермонтов. «Журналист, читатель и писатель (читает А. Кутепов) // Страницы русской поэзии, https://www.youtube.com/watch?v=QIiRz9codXY).
  • Поэт отрицал законы жизни светской черни, осуждал во многих своих произведениях, поэтому, кроме злости и ненависти, он не мог ничего ожидать от нее. В «Пророке», написанном через пятнадцать лет после появления стихотворения Пушкина, Лермонтов так же понимает роль поэта – мужественного проповедника высоких идей, но его пророк уже живет в обществе, испытывая гонения за то, что он посмел «глаголом жечь сердца людей». Страницы «злобы и порока» читает он в глазах окружающих, которые гонят его за чистоту и правду: «Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья».
  • Что остается делать поэту-пророку? Посыпать пеплом голову и бежать в пустыню, как это делали грешники в Ветхом Завете. «Посыпать пеплом главу» – признать свою вину в грехе, скорбеть о нем, показывая глубину охвативших страданий. Пророк Лермонтова, как ветхозаветный Иов, ни в чем не виновен: наказывая его болезнями, Бог испытывал его веру.
  • Но люди не понимают этого; только вдали от них, в пустыне, где земные твари хранят «завет Предвечного», слушают праведного пророка, можно найти покой и радость: «Завет Предвечного храня, Мне тварь покорна там земная, И звезды слушают меня, Лучами радостно играя».
  • Мир природы откликается миру души поэта-пророка. Земная жизнь с ее суетой и греховностью остается далеко позади… Вспоминаются образы стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»: «Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом…»
  • Но поэту вновь необходимо вернуться к людям для того, чтобы его стих зазвучал, «как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных» («Кинжал», 1838).

*Удачное прочтение стихотворения «Кинжал» есть на YouTube, читает Михаил Лангерман (https://www.youtube.com/watch?v=Rkd29tjtl1g); оно подсказывается учителем или Владельцем.

  • Придя к людям, поэт снова одинок, он торопливо пробирается сквозь их толпу, не останавливаясь, и слышит самолюбивые слова старцев, поучающих детей:

Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

  • «Он горд был, не ужился с нами» – вот главная «вина» пророка! Лирический герой стихотворения – поэт-пророк – осознает неизменность человеческих сердец, с сожалением представляя их образ мыслей.

В конце урока Владелец и Скрам-мастер подводят итоги, рассуждая о том, что в теме Поэта и поэзии в стихах М. Ю. Лермонтова раскрываются нравственные проблемы человека, одаренного даром поэзии, показана его тонко чувствующая душа и вечный конфликт с человеческими пороками.

«Гордость, самовлюбленность, тщеславие, приспособленчество – вот те пороки, с которыми бороться человеку очень тяжело, особенно если он не видит их в себе. Даже пророк, открыто говорящий людям правду, страдающий за нее и морально, и физически, не открывает души людей для добра и любви. Эти трагические законы человеческой жизни понимает М. Ю. Лермонтов и со свойственной ему страстностью представляет в художественных образах стихотворения» – к такому выводу приходят участники команды.

«Вечный судия», «всеведенье», «очи», «ближние», «каменья», «посыпал пеплом я главу», «дар Божьей пищи», «завет Предвечного», «тварь земная», «град», «старцы», «Бог гласит устами», «наг и беден» – слова и словосочетания возвышенной лексики, создающие образы ветхозаветного прошлого. Оживает древняя природа (поэт использует прием олицетворения): «И звезды слушают меня, Лучами радостно играя». Образ же самого пророка напоминает все того же Иова: «угрюм, и худ, и бледен». Поэт действительно слышит «и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье».

Поэзия М. Ю. Лермонтова, как всякое искусство, не решает вопросов, а ставит их перед человеком… Прочитав «Пророка», мы задумываемся не только о предназначении поэта, но и о самих себе – в этом сила этого произведения. К такому выводу приходят учащиеся на уроке.

813 просмотров