Чтобы не быть голословными и «не пенять на зеркало», начнем, как водится, с себя, тем паче, что портфель «4К» легко наполняется посредством использования на уроках перечня бесплатных программ и приложений, доступных любому учителю, для включения в уроки заданий на развитие гибких навыков. Что делали мои подопечные в минувшие два года на уроках?
«Кому на Руси жить хорошо» и популярные приложения у школьников
Рисовали подробную карту путешествия некрасовских мужиков из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (в дизайнерском профиле – карандашами, кистью и посредством макетов, в филологическом – в сервисе графического дизайна Canva), писали продолжение эпилога романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (почему – нет, если значительную часть круга чтения современного тинейджера составляют фанфики, создаваемые подобным образом), в том же сервисе «Canva» создавали собственные информативные изображения (например, «Модный look XIX века, или первый бал Наташи Ростовой», «Дуэльное оружие в русской литературе XIX века»; «Досуг Евгения Онегина»; «Послание современной молодежи от поэтов XVIII-XX вв.», «Юрий Николаевич).
На открытом занятии в рамках городского конкурса «Педагогический дебют» мной был на платформе Learnis.ru был разработан онлайн-квест «Выйди из комнаты Р.Р.Р.» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где код от двери соответствовал комбинации отгаданных цифр-символов романа, составленных из ответов на вопросы.
На уроках русского языка в 10-х классах при повторении функциональных стилей школьники на «ура» писали сюжетные «переложения» стихотворений А. Барто и С.Маршака в научном, официально-деловом, публицистическом и разговорном модусах, при подготовке к ЕГЭ и решении заданий на акцентологические нормы (типовое задание ЕГЭ по русскому языку № 4) предлагаемый ФИПИ орфоэпический словник был поэтически переосмыслен в удобные для запоминания «слоганы»: «Любопытные вблизИ – опускайте жалюзИ», «Не влезаешь в шОрты: виноваты тОрты») и пр.
Сервис «Kahoot» идеален для создания викторин, дидактических игр, опросов и тестов, причем ученики сами активно принимают участие в создании такого рода заданий для одноклассников, да и соблазн тайно доставать мобильные устройства на уроках пропадает, ибо гаджеты используются по назначению, то есть при прохождении контрольно-измерительных интерактивов, что оптимально для любого предмета школьного спектра. В минувшем году при изучении тургеневских «стихотворений в прозе» нами были опробованы QR-коды, позволяющие шифровать любой формат контента. Самостоятельная работа была основана на поисковом принципе деятельности и включала работу с «дешифровщиком» (QR Droid) и последующими ответами на вопросы по изученному ранее материалу.
«НЕТ», готовым решениям!
Технологии и приемы активного и интерактивного обучения (дискуссия, дебаты, кейс-стади, «дерево» решений, разыгрывание ситуаций с ролями, обучение в сотрудничестве и т. д.) легко «монтируются» в любой урок вне зависимости от предмета. Еще со своих школьных времен я хорошо помню урок-судебное заседание, посвященное делу Екатерины Кабановой из «Грозы» А.Н. Островского. В рамках судебного заседания были подробно рассмотрены все причины самоубийства героини с вызовом свидетелей по делу. Да, скажете Вы, кажется, слишком вычурным, да, требуется время на подготовку, да, нужно «заморочиться», но «4К» – это не «5D» и даже не «3D»: просто надев волшебные очки, мы не изменим реальность. Сначала нужно вспахать землю, потом ее засеять, а уж потом пожинать плоды. А выдавая готовые решения или просто вкладывая в детские головки (причем не факт, что успешно!) очередную дозу учебного материала по принципу подарка в вязаный новогодний носок Санты, мы оказываем ребенку медвежью услугу, приучая к обломовскому дивану и услужливому и вечно брюзжащему Захару. Реалии современности таковы, что изменения происходят ежечасно, ежедневно, ежемесячно и ежегодно. Не поспевая за ними или игнорируя их, мы не только сами рискуем оказаться за бортом стремительно меняющегося мира, но невольно можем оставить опоздавшими на этот поезд и наших учеников. А это уже грозит судом совести по типу того, что некогда прошли мы сами, но в качестве случайных свидетелей по делу Катерины Кабановой. Здесь же есть риск стать главным фигурантом дела.
Отход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых (в том числе – цифровых) технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся.
Цифровые платформы на стороне образования
Мы располагаем также большим количеством образовательных платформ, которые будучи полноценными электронным ресурсом для школьного образования, включают в себя миллионы вариантов заданий по различным школьным предметам с отслеживанием статистики роста успеваемости учеников. Это вариант коллаборации учителя, ученика и родителя, куда в формате «all inclusive» включена уже большая часть тех возможностей, что мы иллюстрировали выше, работая на отдельных ресурсах и используя отдельные технологии. На порталах типа «Якласс», «Фоксфорд», «Учи.Ру» и др. существует огромнейшая база заданий по многим предметам, преподаваемым в школе. Вариант бесконечных бумажных проверок этой возможность ресурса тут же аннигилируется. На ряде порталов есть возможность учителю самому создавать собственные задания и публиковать их ученикам. Ученикам такого рода платформы также дают немало преференций: самый очевидный бонус – это возможность для обучающегося выполнять задания дома в случае болезни или иного пропуска по уважительной причине. Выполнив задание, ученик имеет возможность сразу увидеть свой результат, и, если это необходимо, выполнить работу над ошибками, введя новый ответ. Таким образом, выполняя то или иное задание повторно, учащийся систематизирует знания, осознавая свои ошибки. А это в свою очередь исключает списывание как с соседа по парте, так и с популярных у учащихся «ГДЗ». Соревновательный элемент положительно сказывается на успеваемости учеников. Родители при этом не оказываются за пределами образовательного процесса, так как многие порталы позволяют осуществлять контроль за выполнением учеником домашних заданий, отслеживать рейтинг успешности ребенка в классе. И главное – это «4К», ибо переход на «цифру» и интерактивные технологии существенно сказывается на критическом мышлении, креативности, коммуникации и координации, что и требовалось доказать, собственно.