31 июля 2020 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Изменения в федеральный закон приняты Государственной Думой (22 июля 2020 г.) и одобрены Советом Федерации (24 июля 2020 г.). Сам факт появления этого документа, а также принятие и одобрение его на самых высоких уровнях власти свидетельствуют о возведении вопросов воспитания в число приоритетных направлений деятельности системы образования.
Цели воспитания
В качестве главной цели воспитания определено личностное развитие обучающихся, а содержательную основу составили национальные российские ценности – Отечество, семья, сам человек, труд, наука, культура, физическое и духовное здоровье, уважение к людям старшего поколения, к людям, имеющим иные возможности здоровья, а также религиозные предпочтения и политические убеждения. Этот перечень воспитательных ориентиров хорошо знаком людям старшего поколения, которые обучались и воспитывались в советское время, до начала перестроечных событий. В Советской школе обозначенные ценности являлись надстройкой к идеологии социализма и коммунизма, а в настоящее время идеологией являются сами обозначенные социокультурные ценности, которые понятны и значимы для любого гражданина России, да и всего человечества в целом.
Согласно поправкам в федеральный закон, с 1 сентября 2021 года все педагогические коллективы учреждений образования (дошкольного, общего и профессионального) приступили к внедрению в практику рабочих программ воспитания, которые разрабатывались ими самостоятельно в течение предыдущего учебного года на основе примерных программ воспитания, разработанных Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО. Содержание примерных программ формировалось институтом на основе многолетнего отечественного опыта воспитания, современных инновационных практиках, новых подходах к воспитанию и актуальных трендах. Все это дало возможность сохранить преемственность в содержании и методиках воспитания, а также обеспечить востребованность примерных программ в качестве содержательного и методического ориентира для разработки рабочих программ воспитания педагогическими коллективами учреждений образования.
Программа воспитания
Примерная программа воспитания и соответственно рабочая программа воспитания любого учреждения образования включает в себя обязательные (инвариантные) и вариативные (взаимозаменяемые) модули или направления воспитательной работы. К обязательным модулям относятся: школьный урок, классное руководство, работа с родителями, ключевые общешкольные дела, и еще два модуля – ученическое самоуправление и профориентация, которые реализуются в работе с учениками средней и старшей школы. Инвариантные модули определяет сама школа, исходя из своих возможностей и первоочередных задач в области воспитания.
В свете современных подходов к воспитательной работе на уроке в равной степени решаются задачи и обучения, и воспитания, формирования у учащихся не только системы знаний, но и самостоятельности, ответственности, познавательного интереса, умения конструктивно и доброжелательно общаться с одноклассниками и учителями, адекватно оценивать свои учебные достижения, аналитически мыслить, выстраивать индивидуальную траекторию развития, творчески подходить к решению нестандартных задач, проблемных ситуаций и др.
Классное руководство
Классное руководство во все времена было неотъемлемой частью воспитательного процесса, а классный руководитель – координатором всех событий и процессов в ученическом коллективе. Современное руководство классом предусматривает, прежде всего, создание условий для развития ученического коллектива и личностное развитие каждого отдельного ученика в этом коллективе.
Очень важное значение отводится работе классного руководителя с родителями обучающихся. В соответствии с изменениями в федеральном законе (ст. 122, п.3), родители имеют право влиять на планирование и организацию воспитательного процесса в школе, в частности, принимать участие в разработке рабочей программы воспитания, в школьных мероприятиях, вносить свои предложения в воспитательную деятельность школы: т.е. родители должны стать активными участниками воспитательного процесса, а задача классного руководителя – мотивировать их к взаимодействию со школой. Давно известно, что выражение «трудный ребенок» появилось не из-за «трудности» самого ребенка, а в большинстве случаев из-за противоречий во взглядах на воспитание обучающихся у родителей и учителей. К тому же педагогам следует осознавать, что не все родители компетентны в вопросах воспитания детей, не владеют методами управления детским поведением, техникой бесконфликтного общения, не знают возрастные закономерности развития, особенности, например, подросткового возраста и др. Проще говоря, учитель, классный руководитель должен помочь родителям стать хорошими воспитателями. Еще в свое время В.А. Сухомлинский писал, что «…только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В современной школе увеличиваются и демократические права обучающихся, которые в составе Совета обучающихся (иных представительных органов обучающихся) представляют интересы своего класса в общешкольных делах и призваны координировать работу класса с работой общешкольных органов самоуправления и деятельностью классных руководителей. Представляется, что Советы обучающихся это некая новая форма ушедших в далекое прошлое пионерских дружин и комсомольских организаций.
В завершении следует отметить, что школы всегда проводили воспитательную работу, школы без воспитания не существовало. Однако не было такого серьезного законодательного закрепления этой функции и такого основательного подхода к разработке методического обеспечения. Теперь этот вопрос снят с повестки дня. Четко определены национальные векторы развития образования и воспитания, как важнейшей его составляющей, отражающие стремление возродить лучшие традиции отечественного воспитания, а также ориентировать педагогов на эффективное использование инновационных практик воспитания.