Разумный тайм-менеджмент 

Сразу обозначим разумный и достаточный подход к выбору дополнительных занятий для ребенка младшего школьного возраста. Что это означает? Делим активное время ребенка на четыре части.

  1. Время, которое он проводит в школе, осваивая обязательную образовательную программу. Это основная нагрузка ребёнка, от неё зависит дальнейшее распределение дня. 
  2. Время, которое он может уделить дополнительным занятиям по интересам. То есть, свободное время после основных занятий, когда он продолжает всестороннее развитие либо в стенах учебного заведения, либо родители ведут его в кружки самостоятельно. 
  3. Свободное время для перезагрузки, когда ребенок предоставлен сам себе и может делать то, что он хочет, или не делать ничего. В любом возрасте, особенно в дошкольном и младшем школьном ребенок должен иметь возможность занять себя сам. Это крайне важно, чтобы он не следовал ничьим указаниям, а сам определял, чем будет заниматься. Вырабатывал самостоятельность и независимость от помощи педагога или родителя.
  4. Время на выполнение домашнего задания и задания в рамках дополнительного образования. Всегда закладывайте пару часов, даже, если ребенку ничего не задали или он сделал задание в школе. Пусть это время стабильно будет закреплено за уроками, чтобы при полной нагрузке не засиживаться допоздна. 

Также можно заложить люфт в виде получаса, если где-то нагрузка изменится или будут накладки с дорогой или сборами. 

Такое деление дня позволит избежать суеты как детям, так и родителям. Поможет сформировать комфортный график для всей семьи и главное, ребенку всегда будет чем заняться, но без перегрузок. 

Дополнительное или обязательное?

Попробуем избежать двух крайностей. 

  1. Такая высокая нагрузка у ребенка в школе, а каких дополнительных занятиях может идти речь! Мы понимаем, что основная общеобразовательная программа нужна для того, чтобы получить базовые знания, аттестат и поступить в учебное заведение. Да, есть изобразительное искусство и физическая культура. Но в достаточном ли объеме, если ребенок творческий или хочет больше заниматься спортом? Хорошие отметки и отличный аттестат не могут быть единственным показателем всестороннего развития ребенка. Поэтому возвращаемся к тайм-менеджменту и находим время на кружки. Оптимальный вариант для начальной школы – заниматься в этом же или соседнем здании. Уточните, какие занятия есть в вашей образовательной организации.
  2. Недостаточно 3-4 кружков, нужно успеть везде, попробовать все, поездить подальше в самые лучшие студии. И неважно, нравится ли это все ребенку, родителям виднее! Успеть все! Чрезмерная активность родителей негативно сказывается на психическом развитии ребенка. Помним, что справляться с впечатлениями и новыми эмоциями ребенку все еще не просто. Поэтому прибавляйте к часу занятий еще виртуальный час на эмоциональное переваривание и усвоение, проживание информации. То есть уже не 3, а 6 кружков получается. Тоже самое касается и дальних разъездов. Долгие поездки сильно выматывают детей. На начальных этапах для ребенка достаточно чуткого заинтересованного педагога и сверстников со схожими интересами. Если занятия увлекут ребенка очень сильно, можно будет подыскивать самых сильных педагогов в данном направлении. 

Танцуем или ставим шах и мат?

В рекомендованных федеральным государственным образовательным стандартом есть 6 основных направлений для дополнительного образования детей (социально-педагогическое, художественное, естественно-научное, техническое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное). Профили были созданы для того, чтобы унифицировать дополнительное образование во всех регионах и сделать его максимально разносторонним и доступным для широкого контингента. 

В здоровом теле – здоровый дух

Почти все время дети проводят за партой, столом, с гаджетами, изредка прерываясь на занятия физической культурой или прогулки. Поэтому вне зависимости от склонностей ребенка, выбирайте один обязательный спортивный профиль. Это может быть футбол, гимнастика, современные танцы, все, что угодно, кроме киберспорта, его мы отнесем все-таки к техническому направлению. Спорт – это первое, с чего начинается поиск склонностей ребенка. Все потому, что карьеры в профессиональном спорте начинаются чем раньше, тем лучше. Поэтому тут главное не упустить момент. Тренера часто после первых занятий уже смогут сказать, какова вероятность ребенка стать профессиональным спортсменом. 

Часто дети сами выбирают направления, смотрят хоккей или фигурное катание. Родителям нужно вовремя уловить момент. Есть не активные дети, у которых не очень хорошо развита координация и скорость, им можно предложить плавание, каратэ. Главное пробовать и смотреть на результат ребенка и его довольное от успехов лицо.

То есть одно из дополнительных занятий предложите всё, что будет поддерживать физическое здоровье ребенка. Тут уже не столь важно, каких успехов он добьется, но он будет расти спортивным, целеустремленным, дисциплинированным. А также будет расти с установками на правильный здоровый образ жизни.

Гуманитарий или математик?

Второе направления для всестороннего развития ребенка, которое желательно включить в режим дня, зависит полностью от интересов ребенка. Будь то пение, рисование, программирование, робототехника, выжигание, игра на музыкальном инструменте. В общем все то, что позволяет самовыражаться, раскрывать творческий потенциал, развивать таланты. Кстати, именно такие дополнительные занятия часто перерастают в хобби, а потом и становятся прибыльным любимым делом уже для взрослого человека. Есть дети с ярко выраженными склонностями, а некоторым можно помочь с помощью специальных тестов или пробных занятий. Тем более чаще всего пробные занятия вообще проводятся бесплатно. Никаких затрат, сплошные плюсы!

Почему дополнительные занятия важны?

Кроме прекрасной физической формы, раскрытия талантов и самореализации с помощью дополнительных занятий ребенок формирует свое новое окружение в соответствии с его интересами. И это часто новые знакомства, которые нельзя завести в стенах школы. Это новые друзья, которые совпадают по ценностям, это сильное поддерживающее окружение, комьюнити, где ребенок будет чувствовать себя «своим», защищенным, где он будет максимально раскрывать свои таланты, соперничать, учиться выигрывать или переживать проигрыш. Где он научится командной проектной работе, проявит себя как лидер или отлично выступит в группе поддержки. Каждая социальная роль важна. И сыграв ее в детстве, ребенок приобретает новый жизненный опыт, и тогда любая взрослая игра ему будет только в радость. 

456 просмотров