Стабилизирующая роль школы как гаранта мира и общественной нравственности становится исключительно важной в условиях политической, экономической нестабильности и утраты духовности. В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно- политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, которая находится в процессе реформирования. Они прямо или косвенно влияют на все стороны учебно- воспитательного процесса. Меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуться к ребёнку: создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми. Вот поэтому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.
Педагогическое умение
Актуальной и сложной задачей является подготовка учителя к работе с родителями. Педагогическое умение мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив на достижение необходимых воспитательных результатов, предполагает обеспечение важного направления. Сегодня надо рассматривать создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение как одну из главных педагогических задач.
Успех поставленных перед школой задач, во многом зависит от характера взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. В создании таких взаимоотношений ведущая роль принадлежит учителю. Результат будет зависеть от того, как будет обращено слово учителя к семье, каким тоном, при каких обстоятельствах оно будет сказано. Желание и умение помочь родителям поверить в свои силы, поддержать их в трудную минуту, дать дельный совет, сближают учителя с семьёй и укрепляют авторитет учителя. Если учитель строит общение целенаправленно, то налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче.
Избегать назидательного тона
В общении с родителями стоит избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. Это очень раздражает родителей. Каждый родитель воспитывает своих детей так, как он считает нужным, исходя из своих умений, знаний, чувств и убеждений. Стоит ли ломать эту традицию? Да и нужно ли? Пусть семья воспитывает детей как хочет! Но, непременно, она должна уметь воспитывать их так, как требует программа воспитания подрастающего поколения, так, как рекомендует педагогика. Уважение родителей учитель завоевывает, прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого никак нельзя рассчитывать на сотрудничество! Социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей, учитель влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Анкеты для родителей
Анкетирование среди родителей как метод исследования, позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Например, по вопросам питания детей в школьной столовой, какие трудовые поручения в классе имеют их дети, и т.д. Анализируя анкеты, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнивать данные с данными прошлых лет. Но анкетирование может не дать результатов, так как родители не всегда дают честные ответы. Получив ответы на вопросы, учитель может сделать определённые выводы о воспитании детей в семье. Иногда родители переоценивают своих детей, их способности, что приводит к ошибкам в воспитании.
Немного теории
Работа педагогического коллектива школы с родителями осуществляется в двух направлениях: с родителями и индивидуально. В практике сложились формы:
- Общие и классные родительские собрания
- Беседы, лекции, конференции.
- Посещение семей учащихся.
- Оформление различных текстовых материалов.
- Выставки работ учащихся.
К участию в учебно-воспитательном процессе привлекаются родители:
- Выступление перед родителями и учащимися
- Подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Итак, работа учителя с семьёй ученика требует от учителя определённых навыков и умений:
- Хорошо видеть перспективу развития каждого ребёнка и помочь семье наметить пути их осуществления.
- Установить добрые отношения с семьей ученика, поддерживать контакты с родителями.
- Использовать знания в практической работе с родителями.
- Спланировать работу с родителями учащихся.
- В родителях видеть своих помощников.
- Поддерживать авторитет родителей в семье.
Сотрудничество с родителями
Успех учителя в работе с семьей ученика будет только тогда, когда отношения с родителями будут строиться на уважении интересов семьи, авторитета родителей. Индивидуальное общение, если оно хорошо продумано и построено, как правило, дает хорошие результаты. Родитель, находясь наедине с учителем, откровенно рассказывает ему о своих проблемах, затруднениях, о которых они бы не рассказали при посторонних. Родители должны быть уверены в том, что всё рассказанное учителю, останется между ними.
Конечно, каждому родителю хочется видеть своих детей успешными, но для этого нужно постараться всем: учителю, родителям и детям. Наши дети видят мир по – своему, они тянутся к взрослым, но часто родители не понимают детей или не хотят понимать. Надо очень потрудиться, чтобы сохранить взаимопонимание между взрослыми и детьми. Необходимо сотрудничество учителя, родителей и детей, чтобы были положительные результаты.
Для себя лично я определила основную цель моей работы с родителями:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Основные задачи:
- Формирование положительного отношения к школе.
- Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.
- Содействие развитию взаимопониманию между родителями и детьми.
Решая эти задачи, мы помогаем учащимся успешно пройти процесс социализации в школе.
Семейная атмосфера, ее ценности и взаимоотношения, являются главным фактором развития личности. В семье ребенок формирует свои цели жизни и учится жить. В нашем обществе долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и это их прямая обязанность. И именно семья предъявляла обвинения в случае, если результаты воспитания были плачевными. И сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Такой подход привёл к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к своим детям.
Часто школа пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. Задача школы – сделать семью помощником и другом, как для ребёнка, так и для школы.
Современное образование вышло за стены школы. Сегодня школа и учитель не единственные носители знаний. Сам процесс познания основывается не на трансляции, а на интерактивных механизмах. Если педагоги хотят соответствовать новым условиям, надо переосмыслить содержание и формы образования, преодолеть привычку следовать стандартным дидактическим требованиям и установкам.
Доверительные отношения
Сотрудничество учителя с учеником будет успешным, если учитель выберет позицию «рядом», позицию друга, помощника, наставника. Неправильно выбранный педагогом стиль взаимоотношений может вызвать у детей агрессивное поведение, либо формировать комплексы неполноценности. Необходимо отметить, что отношения «учитель-ученик» влияют на отношения «учитель- родитель».
Главное, что определяет доверие родителя к учителю,- это то, доволен ли его ребенок учителем, удовлетворяет ли обстановка взаимодействия, создаваемая учителем.
Сотрудничество с родителями и учащимися есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.