Успешность адаптации первоклассника зависит от ряда факторов, к которым относят: психологический климат в семье, личностные особенности ребенка, его готовность к учебе, тип образовательного учреждения и программа. В среднем процесс привыкания ученика к школе занимает от 6 недель до полугода. За это время он приучается к распорядку дня, у него выстраиваются схемы поведения, взаимоотношения со сверстниками и старшими.

Правильно разговаривайте с ребенком о школе

Очень важно, что малыш слышит о школе от родителей и ближайшего окружения. Проанализируйте, что вы говорите ему, и не используйте следующие фразы: «Это сейчас ты капризничаешь, а вот пойдешь в первый класс и узнаешь о дисциплине» или «Сейчас ты развлекаешься, играешь, но скоро это закончится, первоклассники уже себя так не ведут». Расскажите ему об учебе с точки зрения новых возможностей: «Пока ты еще не можешь сам прочитать эту интересную книжку, но когда пойдешь в школу, тебя научат». Не обсуждайте в его присутствии учителей, это может повлиять на дисциплину на уроках. Больше рассказывайте ему о своих школьных годах, такое открытое общение поможет ребенку быстрее влиться в учебный процесс.

Обучайте самостоятельности

Не секрет, что чем лучше мы подготовим ребенка к школе, тем успешней будет и процесс адаптации. Здесь речь не идет о конкретных знаниях в разных дисциплинах, мы говорим о навыках и умениях, необходимых для его хорошей успеваемости. Один из них — самостоятельность. В книге «Тайная опора» психолог Людмила Петрановская описывает удивительный процесс превращения привязанности малыша к своему взрослому в самостоятельность. Автор пишет, что именно благодаря сформированным нитям привязанности и заботы дети обретают самостоятельность и способность отвечать за себя и свою жизнь. Это значит, что чем больше мы уделяем ему внимание в раннем возрасте, тем более независимым он становится потом, и наоборот, если он недополучает заботу, то становится более привязанным к родителям, отвергая самостоятельность.

Итак, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в школе, необходимо посеять зерно самостоятельности. Самый простой и действенный способ — поручать домашние дела, которые он сможет сделать без участия взрослых. Важно не вмешиваться в процесс, чтобы он чувствовал свою ответственность за результат. Также хороший метод — разрешать ему самостоятельно собираться на прогулку, пусть сначала процесс будет нелегким. Домашние задания тоже ответственность школьника, если он не просит помощи, не стоит вмешиваться и настаивать. Так он привыкнет выполнять задания только с вами и будет отказываться работать самостоятельно.

Делайте упражнения для концентрации внимания 

Еще одним ценным качеством является умение концентрировать внимание. Как правило, трудности адаптации возникают у гиперактивных детей, которым сложно усидеть за партой целый урок, а также у детей с повышенным порогом утомляемости. Чтобы натренировать навык концентрации внимания, выполняйте различные упражнения. Вот некоторые из них.

Спасательная операция

Упражнение нацелено на поиск слов, цифр или символов. Например, здесь в буквенных рядах необходимо подчеркнуть домашних животных.

ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ

ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО

ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА

РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА

Кстати, это упражнение является еще и психодиагностическим тестом, его называют «Тест Мюнстерберга». Методику разработал в начале XX века немецко-американский психолог Гуго Мюнстерберг, и она до сих пор пользуется огромной популярностью. Например, ее применяют при отборе на вакансии, где требуется повышенное внимание.

Разгадай шифр

Здесь необходимо прочитать послание на картинке. Игра прекрасно развивает концентрацию внимания, да и просто интересна для детей любого возраста.

А эта игра замечательно подходит для группы учащихся или для большой семьи.

Пишущая машинка

Дети располагаются по кругу, каждому достается определенная буква алфавита от А до Я или несколько, если участников немного. Далее ведущий произносит, как бы диктуя, какую-либо фразу. Игрокам нужно, словно на пишущей машинке, «напечатать» ее. Печатание каждой буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым она закреплена. Когда идет знак препинания, все должны топнуть ногой, а в конце предложения хлопнуть в ладоши. Кто ошибается, выходит из игры, или процесс продолжается до тех пор, пока вся фраза не будет «напечатана» без ошибок.

Кстати, это упражнение широко применяется в театральных вузах и кружках. Оно нацелено на развитие концентрации внимания и работу в команде.

Помогите школьнику получить навык социализации

Школа — это новая среда для ребенка, где он должен установить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Порой от качества и прочности этих связей зависит его успеваемость. Так, предмет своего любимого учителя школьник знает, как правило, лучше остальных. Также, если в классе установилась хорошая психологическая атмосфера, ученики быстрее усваивают дисциплины. Последнее, конечно, во многом зависит от учителя, но умение выстраивать дружеские связи — ценный навык для первоклассника.

Получить социализацию ребенок может в детском саду или на дополнительных занятиях по рисованию, лепке, в спортивных секциях и др. Родитель вправе решить, отдавать или нет свое чадо в детский сад, тем более дошкольные учреждения сильно отличаются по уровню и профессионализму воспитателей. Однако опыт общения со сверстниками он должен получить, поэтому родителям необходимо создать такие условия для малыша, в которых он сможет вместе со сверстниками решать задачи в игровой форме.

Кстати, умение работать в команде — это один из «софт скилс» навыков, который компания LinkedIn (социальная сеть для поиска и установления деловых контактов) выделила как главный в 2021 году. Сейчас стало модным понятие soft skills, то есть гибкие навыки. Под ними понимается комплекс умений общего характера, которые определяют личность и нужны в любой профессии. Именно от них, как выяснили специалисты, зависит коэффициент успешности человека. Кроме умения работать в команде, в список топ-скилов по итогам исследования вошли следующие: креативность, умение убеждать, адаптивность и эмоциональный интеллект. Таким образом, навык коммуникации и адаптивность — важнейшие умения, которые закладываются как раз в детстве, в школьные годы.

Переживайте трудности вместе с ним

«Хотите, чтобы ребенок справлялся с жизнью? Значит, все детство утешайте, обнимайте, принимайте его чувства. Не говорите “Не плачь!”, не стремитесь сразу отвлечь и развлечь. Помогайте ему проживать стресс, оставаясь живым, и выходить из него, а не глотать неприятные чувства и отмораживаться…», — так пишет в своей книге психолог Людмила Петрановская. В школе ребенок сталкивается с первой несправедливостью (Пете поставили пятерку, а мне четверку, хотя я лучше подготовился) и другими очень болезненными переживаниями, которые для родителей кажутся мелочью. Важно помнить, что 4–7 лет — нежный возраст, а значит, для малыша не может быть пустяковых обид и проблем. В первые недели постарайтесь больше общаться со своим первоклассником, спрашивайте, как он себя чувствует, как ему учеба, с кем он успел подружиться. Если ребенок чем-то огорчен, обязательно скажите, что вы понимаете его, и внимательно выслушайте, подсказав, как можно решить ситуацию. Выказав обиду, его психика переработает сложный момент, а ребенок получит важный опыт в своей жизни — умение справляться со стрессом. Также отмечайте, не перегружен ли он. Если вы видите, что ваш первоклассник сильно устает, а в его расписании, кроме школы, есть еще занятия по испанскому, китайскому, уроки игры на гитаре и скрипке, отмените дополнительные факультативы и снизьте нагрузку. Когда он адаптируется к учебе, их можно снова вернуть.

Подводя итоги, отметим, что родителям в первые недели стоит быть особенно чуткими к своему ребенку. Подмечайте настроение школьника, общайтесь с ним, корректируя нагрузку. Позволяйте ему первое время чуть больше уделять времени играм, чтобы он плавно адаптировался к учебному процессу, тогда ваш малыш с большим энтузиазмом будет отправляться в школу и его успехи не заставят себя долго ждать.

543 просмотров