Последнее столетие в мире ознаменовалось сменой не менее двух промышленных революций. Эти эпохи меняли жизнь человечества. Промышленная революция в начале 20 века как наследие 19 века дала большое количество рабочих мест, связанных с развитием фабрик и заводов. Эпоха сменилась новой революцией и подарила миру массовое электричество и поточное производство. 21 век – стал веком цифровой революции. Интернет подарил человечеству почти безграничный доступ к информации обо всем мире и событиям, происходящим в нем. Выпускники наших школ и их родители пока еще очень активно выбирают направления профессиональной подготовки по профессиям менеджеров, экономистов и юристов, а во всем мире 3D-принтеры уже пытаются, причем очень результативно, печатать человеческие органы. Илон Маск активно инвестирует средства, причем очень немалые, в то, чтобы подготовить помощников или ассистентов для роботов.

Фраза немецкого профессора исследователя Оскара Пешеля, которая часто приписывается Бисмарку о победе в войне: «когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Сейчас эта фраза актуальна как никогда. Это важный момент. В нашем веке сражение идет не за знания, а за теми, кто может переводить знания в технологии (всем известная фраза «охотники за головами»).

В настоящее время учитель должен понимать (и в принципе уже очень понимает), что время неопределенности рождает новые компетенции, как детей, так и учителя.

Система не успевает за развитием технологий, поэтому игроками системы повышения квалификации педагога должны стать и производства и работодатели. Главная задача связана с тем, кто будет современный учитель, как он будет развивать человеческий потенциал, как он сможет научить детей переводить знания в технологии. И как сделать так, чтобы молодежь, которую мы готовим со школьной скамьи, была мотивирована и воспитана именно в таком идеологическом ключе.

Технологии в современном мире развиваются катастрофически быстрыми темпами. Мы все уже прекрасно осознаем, что в самое ближайшее время машины и роботы будут занимать свыше 60% рабочих мест и в скором времени заменят многие профессии. 

А теперь о том, какие профессии перспективные спутники нашего будущего и к чему необходимо готовиться уже сегодня, чтобы ответить себе на вопрос: «Кем быть?».

Однозначного ответа на этот вопрос быть не может по одной простой причине, что много современных профессий исчезает практически, не успев закрепиться на рынке труда. Например, специалистов нотариальных баз данных, аналитиков статистических документов и работников, связанных с систематизацией данных, уже в самом скором времени заменят роботы с искусственным интеллектом.

Практически все уже слышали о Сколковском «Атласе новых профессий» (2015 год). В нем отражены будущие и вымирающие отрасли и профессии на ближайшие 15-25 лет.

Все чаще интеллектуальный труд уходит во фриланс (на удаленку), причем сделать это можно из любого места в мире, главное, чтобы там был доступ к интернету.

Совершенно понятно, что те дети, которые пришли в школу в этом году будет заниматься теми профессиями, которые радикально отличаются от сегодняшних реалий. Совершенно точно, многих из профессий еще даже не существует. Это важно для понимания того, что должны делать родители и педагоги для подготовки ребенка к этому неопределенному будущему.

Вот они – только некоторые профессии из неопределенного будущего.

Специалисты робоэтикипосредники между человеком и искусственным интеллектом. Эти специалисты будут разрабатывать этические нормы существования роботов среди людей. Ведь возможно будут появляться «плохие» машины, способные намеренно причинять вред человеку.

Виртуальные экскурсоводысовременные эксперты считают, что виртуальные экскурсии скоро заменят около до 80% реальных. Здесь то и пригодятся виртуальные экскурсоводы. Важно чтобы они владели VR- и 3D- технологиями.

Космический гид уже сегодня открыто говорят о массовом космическом туризме к 2030 году. Гиды должны будут сопровождать будущих путешественников на другие галактики. Если в начале это будут космонавты то дальше специальность может появиться даже в ВУЗах.

Бодидизайнербиомедицина и инженерия уже совершают прорывы. В будущем мы сможем менять ткани, и даже некоторые органы. Развиваются возможности и пластической хирургии. Бодидизайнеры будут воплощать желания людей и формировать то, что необходимо в силу особенностей здоровья или даже желания человека.

Возникает очень сложная для школьников и родителей задача, какой ВУЗ выбрать школьнику, чтобы остаться в тренде будущих преобразований мира. Понимать необходимо одно – ВУЗ можно выбрать любой. Важно постоянно следить за научными открытиями, развитием интересующей сферы и разработками в той отрасли, которую выбрали в качестве профессии. Основное требование к современному специалисту, как мы он не был – агрономом, экономистом, IT-специалистом, врачом-косметологом или парикмахером, следить за современными профессиональными тенденциями и развивать современные навыки в этом направлении. 

Родителям же можно дать совет детям необходимо развивать такие навыки творчество, умение быстро находить необходимую информацию и не бояться учиться новому и переучиваться, чтобы быть более готовым к изменениям в будущем. Такие навыки как совместное решение вопросов, умение вести переговоры, развитый социальный и эмоциональный интеллекты, кооперирование знаний и умений, умение правильно выстраивать свою роль в проекте точно будут востребованы в любой будущей профессии.

Как же учителю подготовить детей к будущим профессиям? Ему в современном мире тоже нелегко. Как обучить профессиям будущего не знает никто, об этом можно пофантазировать. И еще, учителю нужен соответствующий опыт, взять его тоже неоткуда ведь это профессия будущего. В качестве совета, лучше заинтересовать ребенка наиболее перспективными отраслям, например – кибербезопасность, защита информации, или биомедицина и разработка систем искусственного интеллекта. Но совершенно точно, необходимо развивать в детях те качества, без которых невозможен успех в любой отрасли и в нашем быстром темпе жизни.

Мы живем в эпоху очень интересного времени для школьной образовательной системы. Современные исследования указывают на то, что учителя массово маловероятно будут заменены роботами – причина высокий уровень социальных навыков. Наряду с этим, рабочие места учителей будут точно технологизированы с переводом очень больших функций педагога в искусственный интеллект – это позволит освободить его от различных несвойственных ему задач и даст возможность уделять больше времени для развития у детей творческих и социальных навыков.

Родителям современных детей необходимо понимание, что нужно не, сколько давать ребенку знания, сколько дать ему возможность быть в той среде, которая сможет подтолкнуть его к развитию в необходимом направлении. Родителям важно постараться не отождествлять ребенка со своими желаниями, а прислушиваться к желаниям и возможностям своего ребенка, и мнению специалистов, которые помогут эти желания и возможности упорядочить и структурировать.

Сегодня установлено, что в образовании очень важна среда: если она лучше, то это поможет и даст много знаний, навыков, связей и потенциал для дальнейшего построения своей карьеры и жизни. Как выбрать эту среду? Выбрать правильный детский сад, школу, учителя. Важно – не учить детей, не пичкать его знаниями, а вырастить гармоничную личность, которая имеет мотивацию и хочет учиться познать мир. У ребенка должны быть сформированы ценности среди которых критичность восприятия, открытость, экологичность мышления и потребления должны выйти на первый план. Мы должны вырастить думающее поколение.

И конечно, наряду с родителями, опять на первый план выходит учитель. Вопрос в следующем: как правильно выстроить систему современного образования, чтобы в нашем столетии самое важное сражение выиграл именно учитель.

494 просмотров