Академический год после школы — это промежуточный этап между окончанием школы и поступлением в колледж или университет. Во время такой передышки дети могут путешествовать, заняться подработкой или волонтерством – и таким образом лучше понять, чем именно они хотят заниматься дальше, наверняка определиться с будущей профессией. Мы попросили выпускников, родителей и педагога поразмышлять на эту тему – и оказалось, что новая для нас практика перерыва в учебе многих уже как минимум интересует. И вызывает интересные дискуссии. 

“Поддерживать набранный темп движения”

Екатерина Орлова, мама 11-классницы

В нашем случае академический год не планируется. Дочь четко понимает, куда она хочет поступать, ее цель – факультет биоинформатики и биоинженерии МГУ. Она очень упорно трудилась в старшей школе, избранному направлению были посвящены курсовые, стажировки в лабораториях, чтение профильных статей. Уже три года она движется к той самой области науки, которая ей интересна. И к нужному для входа в эту область вузовскому образованию – через подготовку к ЕГЭ. Сил в это вложено уже очень много, какие-то передышки сейчас были бы развеиванием по ветру всего вложенного и накопленного. Возможно, свободный год понадобится позже, если возникнет ощущение кризиса, ошибки. Но пока важно поддерживать набранный темп движения.

“Не вижу смысла искать себя”

Артем Королев, ученик 11-го класса

Я выбрал направление коммуникационного дизайна и составил для себя список вузов, в которых есть такое отделение (не только в своем городе). В подготовку к поступлению уже вложено много сил, кроме подготовки к ЕГЭ, я должен был собрать хорошее портфолио, поэтому учился на курсах по рисунку и изучал профессиональные компьютерные программы. Брать академический год после школы и “искать себя” я сейчас не вижу никакого смысла – тем более что пропуск года в вузе для меня повлечет за собой еще и призыв в армию, а значит, учебу придется отсрочить еще на 1,5 года. Честно говоря, просто боюсь забыть то, что освоил, поэтому буду стараться стать студентом этой осенью. Возможно, буду брать образовательный кредит, если не смогу поступить на бюджет.

“Надо сделать передышку”

Катерина Коновалова, мама 11-классницы

Я считаю, что, если ребенок очень устал от школы, от пятидневной учебы, экзаменационной гонки, сразу же поступать в вуз и еще на 4–5 лет садиться за парту – вовсе не обязательно. Моей дочери точно нужна пауза, это связано и со здоровьем, и с тем, что у нее еще нет четкого представления, где именно она хотела бы продолжить учебу. Она имеет право остановиться и подумать. Кроме того, такой год – хорошая возможность почувствовать себя на свободе. Школа позади, возможностей предостаточно, но при этом не обязательно решать что-то прямо сейчас. Я считаю, что когда ты свободен, больше шансов принять решение, наиболее соответствующее именно тебе самому.

Как можно использовать год паузы?

Советует Анастасия Павлова, студентка Венского технического университета, которой академический год помог определиться с профессией.

  • Пройти стажировку в компании мечты – так можно понять, действительно ли ты хочешь работать именно там (или в этой отрасли).
  • Прокачаться – чтобы попробовать сдать ЕГЭ на высший балл и повысить шансы поступить в «тот-самый-вуз».
  • Участвовать в волонтерских программах – это тоже помогает определиться с профессией и расширить кругозор.
  • Попробовать найти работу – это хороший опыт для тех, кто считает, что вуз не так уж и нужен.
  • Поучиться – но не подготовиться к ЕГЭ, а сделать еще одну профессиональную пробу. Например, закончить короткий курс маркетинга и понять, так ли ты увлечен этой историей.

“Я опасалась, что стану горем семьи”

Валентина Дементьева, студентка 1-го курса РГГУ

Период старшей школы мне в принципе дался достаточно тяжело. Я не понимала, что мне нужно, чувствовала себя растерянной и подавленной. Решение не поступать никуда после школы и взять год, чтобы подумать, давалось непросто. Мне казалось, что я буду чувствовать себя неловко, друзьям со мной станет неинтересно, что я стану “горем семьи”.

К счастью, родители меня поддержали, это очень помогло. Я не стала никуда поступать летом, но уже в конце осени приняла решение выбрать какую-нибудь гуманитарно-техническую специальность. Весной я сдала ЕГЭ и поступила в РГГУ на лингвистику. Параллельно работала менеджером по продажам в интернет-магазине. Не столько ради денег, сколько ради того, чтобы поддерживать режим. Опыт оказался ценным, он позволил мне быстро вырасти эмоционально, научиться планировать время, быть ответственнее, выносливее.

“Слишком много неудобных вопросов”

Эмилия Богданова, учитель истории и обществознания московской школы № 548 “Царицыно”

Российская система образования, несмотря на постепенное смещение фокуса на новые компетенции и модернизацию, остается очень консервативной. Поступление в вуз сразу после школы все еще  одобряемая норма, поэтому чуть ли не с первого класса родители начинают копить на образование ребенка, а с восьмого – его постоянно мучают вопросами о выборе будущей профессии и поступлении.

К подростку, который готов решиться на год передышки, возникает слишком много неудобных вопросов со стороны взрослых, что зачастую подталкивает его к поступлению любой ценой. Ему дают понять, что поступление на бюджет – апогей жизненного успеха, и приводят примеры из серии “а вот сын моей подруги на бюджет в МГУ поступил”. В итоге подросток сравнивает себя с этим самым успешным студентом, а не соизмеряет будущее со своими личными желаниями и возможностями.

Мое мнение, что это не совсем правильно, такой взгляд на вещи не соответствует вызовам времени. Роль педагога в этом вопросе должна смещаться из позиции «делай как скажу, я все знаю» к позиции «а давай подумаем вместе, как будет лучше».

 

382 просмотров