Вверх

Сентябрь 2025


Воспитание ребенка 5–7 лет – это важный этап становления его личности, в котором игра, творчество, труд и общение становятся средствами познания мира и самовыражения. Именно в этом возрасте дети начинают глубже понимать ценности семьи, культуры и родной страны, учатся дружить, рассуждать, проявлять инициативу и доводить начатое до конца.

В календаре для детей 5–7 лет мы выделили ключевые форматы: «Играем вместе», «Мастерим вместе», «Рассуждаем вместе», «Смотрим вместе», «Трудимся вместе», «Читаем вместе», «Проект месяца» и «Проект года». Каждый из них раскрывает разные стороны детской деятельности и помогает формировать у дошкольника первые социальные навыки, нравственные ориентиры и бережное отношение к традициям.

Центральной темой месяца выступает ценность-доминанта – познание, которая объединяет все форматы и становится стержнем воспитательной работы. Через совместную деятельность ребенок открывает для себя новые знания, учится выражать мысли и чувства, приобретает опыт созидания и понимания культурного наследия.

Для родителей календарь становится помощником: в нем собраны идеи, советы и подсказки, как сделать семейное время интересным и полезным, как поддерживать детскую инициативу и помогать ребенку гармонично развиваться.

Сентябрь 2025

Рассказ Л.Н. Толстого «Филипок»
1
День знаний

Рассказ Л.Н. Толстого «Филипок»

Мультфильм «Филипок»
2

Мультфильм «Филипок»

Загадки по теме месяца
3

Загадки по теме месяца

«Мир профессий» – встреча с библиотекарем
4

«Мир профессий» – встреча с библиотекарем

Секрет сентября: как помочь ребенку вернуться после лета в детский сад?
5

Секрет сентября: как помочь ребенку вернуться после лета в детский сад?

Обсуждение, как будем делать «Энциклопедию почемучек»
6

Обсуждение, как будем делать «Энциклопедию почемучек»

7
Рецепт сентября: как вернуть ребенка в трудовой режим жизни?
8
Международный день грамотности

Рецепт сентября: как вернуть ребенка в трудовой режим жизни?

М. Булатов Сказка «Семилетка»
9

М. Булатов Сказка «Семилетка»

Мультфильм «Умная дочка»
10

Мультфильм «Умная дочка»

Многозначные слова: «острый ум, острое слово»
11

Многозначные слова: «острый ум, острое слово»

Закладки для любимых книг
12

Закладки для любимых книг

Оформление «Энциклопедии почемучек»
13

Оформление «Энциклопедии почемучек»

Обсуждение, как будем делать карту «Где мы летом побывали, что увидели-узнали»
14

Обсуждение, как будем делать карту «Где мы летом побывали, что увидели-узнали»

Мультфильм «Непослушный медвежонок»
15

Мультфильм «Непослушный медвежонок»

16
Игра «Подбери слово»
17

Игра «Подбери слово»

Загадки
18

Загадки

Закладки для книги. продолжение
19

Закладки для книги. продолжение

Создание карты «Где мы летом побывали, что увидели-узнали»
20

Создание карты «Где мы летом побывали, что увидели-узнали»

Секрет сентября: как помочь ребенку вернуться после лета в детский сад
21

Секрет сентября: как помочь ребенку вернуться после лета в детский сад

22
Игра «Что вы делаете»
23

Игра «Что вы делаете»

24
Книжкина больница. Восстанавливаем книжки
25

Книжкина больница. Восстанавливаем книжки

Завершение работы с «Энциклопедией почемучек»
26

Завершение работы с «Энциклопедией почемучек»

Завершение работы с картой
27
День воспитателя

Завершение работы с картой

Идея сентября: как приобщать детей к традициям семейного чтения
28

Идея сентября: как приобщать детей к традициям семейного чтения

29
30
«Играем вместе»
Игра – ведущая деятельность дошкольного возраста, в которой ребенок пробует социальные роли, учится действовать на основе сформированных ценностей, переживает эмоции и осмысляет поступки. В совместной игре взрослый помогает ребенку освоить культурные практики, научиться взаимодействовать с другими, принимать решения и корректировать собственное поведение.
«Мастерим вместе»
Этот формат помогает детям через творчество осмысливать важные ценности и знакомиться с традициями семьи, народа и родного края. В этом месяце вместе с ребенком предлагаем вам создать красивые креативные закладки. Совместное творчество развивает фантазию, умение работать руками, воспитывает бережное отношение к природе и культуре, формирует позицию созидателя: «Я умею создавать и творить».
«Рассуждаем вместе»
Формат «Рассуждаем вместе» помогает родителям через разговоры с ребенком раскрывать смысл слов и выражений, в которых заключены мудрость и ценности предков. Такие беседы делают язык ближе и понятнее, а общение в семье – глубже и интереснее.
«Смотрим вместе»
Формат «Смотрим вместе» создан для того, чтобы превратить обычный просмотр мультфильмов и фильмов в теплое и полезное время друг с другом. Вместе с ребенком взрослый не просто смотрит сюжет, а помогает понять его смысл, обсудить эмоции и поступки героев. Такое совместное переживание учит ребенка осознавать ценности – дружбы, заботы о близких, уважения к труду, любви к природе и красоте. А игры, рисование и другие занятия после просмотра помогают закрепить впечатления и сделать их личным опытом ребенка.
«Трудимся вместе»
Этот формат предлагает ребенку опыт продуктивной деятельности и трудового усилия. Среди занятий – лепка, рисование, аппликация, конструирование, создание подарков и предметов для дома и детского сада. Ребенок учится доводить начатое дело до конца, осваивает трудовые навыки, знакомится с традициями семьи и народа, формирует уважение к труду и его результатам. Важно, чтобы труд становился не только частью воспитательных событий, но и элементом повседневной жизни дома и в детском саду.
«Читаем вместе»
Содержание формата «Читаем вместе» дает ребенку опыт осмысленного слушания произведений детской художественной литературы, в которых раскрываются базовые ценности российского общества — уважение к старшим, к труду других людей, помощь и забота о младших, любовь к своей малой родине и родной стране и др. После прочтения стихотворения, рассказа, сказки педагоги или родители обсуждают с детьми, о чем в них говорится, почему их герои поступили так или иначе, помогая ребенку (детям) понять смысл данного произведения. В отдельных случаях взрослые обращаются к опыту детей, предлагая им подумать, как поступили бы они на месте героев этих произведений. Взрослые могут предложить детям нарисовать наиболее запомнившиеся им эпизоды, создать свои иллюстрации, из которых затем может сложиться самодельная книжка, рисованный мультфильм, настольный, кукольный или теневой театр и т. д.
Проект года
Проект «Где мы летом побывали, что увидели-узнали» помогает детям узнавать Родину через собственный опыт и впечатления. На карте ребенок отмечает маршруты путешествий, прикрепляет фотографии, рисунки, наклейки и условные знаки. Так карта постепенно наполняется личными открытиями и становится живым отражением того, как ребенок видит свою страну. Работая с картой, дети не только учатся ориентироваться в пространстве, но и открывают для себя историю, культуру, традиции и красоту родной земли. Такой наглядный и эмоциональный опыт помогает ребенку почувствовать ценность Родины и гордость за то, что он ее часть.
Проект месяца
Проект – это комплекс мероприятий, который объединяет познавательные, игровые и трудовые форматы вокруг одной ценности-доминанты. Он позволяет углубленно раскрыть важные для детей темы (например, ценность познания в проекте «Книжка о книжках»), объединить усилия детей и взрослых и в конце месяца подвести итоги в совместной презентации. Проект гибко интегрируется в различные ситуации: образовательные, игровые, театрализованные, создавая богатый эмоциональный и социальный опыт.
Родителям
Внутри этого формата – небольшие рекомендации для родителей о том, как помочь ребенку вернуться в трудовой режим и в будни детского сада, понять многозначность слов родного языка, приобщиться к традициям семейного чтения. Все это – в виде рецептов, советов, идей и секретов – можно найти в карточках календаря.